Большой адронный коллайдер — тема научно-популярных лекций «Дни науки», которые пройдут с 11 по 13 ноября в Украине.

О своих впечатлениях от экспериментальной разработки, с помощью которой ученые планируют воспроизвести взрыв, приведший к образованию Вселенной, — горожанам расскажет харьковский ученый. 

Научно-популярные лекции «Дни науки» в Украине проходят три года — с 11 по 13 ноября. В эти дни молодые ученые-энтузиасты делятся секретами мировой науки, в том числе своими исследованиями и наработками зарубежных коллег.

— Проект основали молодые ученые Национальной академии наук Украины и ОО «Научная уния» в 2013 году, — говорит координатор научно-популярного клуба «Свободный университет Майдан-мониторинг», сотрудник института радиоастрономии НАНУ (РИНАНУ) Анастасия Скорик. — Его главная цель — показать, что наука жива, и в физике, астрономии и истории остается множество не изученных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Такие научно-популярные лекции имеют возможность послушать во многих украинских городах. В частности, «Дни науки» стали популярными среди жителей Киева, Львова, Житомира, Ивано-Франковска и др. Харьковчане встречают «Дни» два раза в год: осенью и весной. Лекции читают ученые со всей Украины. В прошлый раз лекторы рассказывали о секретах астрономии. А 12 ноября в 13.00 в клубе «Шестой кут» горожанам докажут, что физика на самом деле очень занимательная.

— Лектором будет Татьяна Рохманова — физик-теоретик из Харьковского национального института радиоэлектроники, — говорит Анастасия. — Тема лекции — «Большой адронный коллайдер и его коллизии». В июне этого года она побывала в Женеве, где работает эта установка, и расскажет об открытиях связанных с ним и о своих впечатлениях от увиденного.

На контакт с наукой харьковчане идут охотно, считает ученый. Но некоторых ее отраслей все же побаиваются.
 
— К примеру, на лекции по физике и астрономии приходит около 20 слушателей, — сравнивает она. — А вот более легкая наука — история — собирает около 40. Видео лекций мы выкладываем на нашем канале в ютубе — и они набирают до тысячи просмотров. Наибольшей популярностью лекции пользуются у студентов и людей старшего возраста. Приходят и школьников — все зависит от темы. 

Интерес людей к науке энтузиастов радует, ведь только благодаря ее развитию в стране возможно повысить уровень жизни, а государство сделать независимым и сильным. Поэтому исследователи на пути популяризации не ограничиваются лекциями — ждут реформирования. 

— Необходимо внедрение прозрачной оценки результатов науки, ее независимой экспертизы, и самое главное — создание базы научных диссертаций с возможностью их независимой проверки для выявления плагиата, — подчеркивает Анастасия.