С первого сентября 2017 года все общеобразовательные школы города откроют свои двери для «особенных» детей.
Ребятня с задержкой психического развития и особыми потребностями, которые до сих пор обучались в спецшколах, перейдут в общеобразовательные учебные заведения – в специальные или инклюзивные классы.– Инклюзивные школы – это мировая модель образования, – говорит сооснователь центра физической реабилитации «Шаг за шагом» Елена Ковалева. – Эта система образования предусматривает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
По ее словам, на Западе делить людей на категории – здоровый или с особыми потребностями – перестали давно. Такое разграничение мешает формированию толерантных взаимоотношений в обществе. В Европе и США придерживаются мнения, что все люди одинаковые, чтобы дать шанс «особенным» детям с раннего детства успешно адаптироваться в обществе.
– В нашей стране главная проблема в том, что семью, где есть ребенок с особыми потребностями, никто не замечает. И получается, что дети изолированы от всего мира, – говорит Елена.
То, что власти взялись за решение этой проблемы, очень важно, считает она. Хотя признает, что на этом пути может возникнуть множество преград.
– В этом году моя дочь (у нее диагноз ДЦП) пошла в первый класс, – рассказывает Елена. – Но отдать ее в инклюзивный класс мы так и не решились, невзирая на то, что девочка справляется с общеобразовательной программой. Но пока ей трудно передвигаться без посторонней помощи. Я понимаю, что пока она слабенькая, учеба в общеобразовательной школе может быть для нее большой травмой. Да к тому же готовы ли сами учителя? Ведь у «особенных» детей и потребности особенные, и им, скорее всего, потребуются не просто помощь педагогов, но и специалистов, которые им будут помогать.
В Департаменте образования Харьковского горсовета говорят, что подготовились к внедрению инклюзивного образования в городе.
– В соответствии с нормативными требованиями к инклюзивным классам вводятся дополнительные ставки ассистентов учителя, – поясняет начальник общего отдела Департамента образования горсовета Николай Закипный. – Ассистенты призваны помогать особенным детям усвоить учебный материал. Кроме того, с целью подготовки педагогов к инклюзивному образованию на базе опорных школ, которые работают в каждом районе города, проводятся учебные семинары и заседания рабочих групп.
По его словам, дети с особыми потребностями в общеобразовательных школах смогут учиться как индивидуально, так и в группах – это решать родителям.
– В инклюзивных классах будут учиться не более 20 человек, из которых два-три ребенка – с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями языка и зрения, а остальные – здоровые, – уточнил он.
К слову, в Харькове инклюзивные классы существуют с 2010 года. Одно из таких учреждений – школа № 124, в которую в 2010 году пришли три «особенных» ученика.
– Сейчас в школе учится 20 детей с особыми потребностями, – говорит директор общеобразовательной школы 1-3 ступеней № 124 Валентина Киевская. – Среди них 13 детей с ДЦП. Учатся они в девяти классах и справляются с общеобразовательной программой без помощи специально обученных педагогов.
Инициатором создания инклюзивных классов в этой школе выступила вице-президент Харьковской городской общественной организации инвалидов «Креавита» Елена Шингарева, которую поддержал горсовет.
– У нас есть автобус, который их привозит и увозит, – рассказывает Валентина Киевская. – Оборудован пандус, по нему дети на колясках могут подняться в школу, лифт на четыре этажа, подъемник в столовую. Также воспитатели помогают детям передвигаться из класса в класс.
По словам директора, сначала было опасение: как сложатся отношения между детьми.
– Оказалось, что ребята опекают своих товарищей, каждый первым пытается протянуть руку помощи, – заверяет Валентина Киевская.
В том, что дети с особыми потребностями будут учиться в обычных школах, видят плюсы и представители спецшкол.
– Самое главное, что дети теперь будут жить дома, а не в интернате, — отмечает директор коммунального заведения специальный УВК №2 1-2 ступеней Харьковского областного совета Лариса Мельникова. — Дети, которые живут далеко от интерната, в семью возвращались только на выходные.
С 1 сентября следующего года набора в спецшколу уже не будет, говорит Лариса Мельникова. Но детки с задержкой психического развития, которые сейчас там учатся, смогут ее закончить.
Полный же переход на инклюзивную форму обучения произойдет до 2020 года.