С 1 января вступает в силу закон, запрещающий большинству белых игристых вин называться шампанским. Виноделы опасаются падения продаж игристого напитка. Введение нормы объясняют «евроинтеграционными» настроениями украинских властей.

ЕС еще в 1985 г. запретил употреблять термин «шампанское» европейским производителям нефранцузского происхождения. Франция же имеет исключительное право на это название, зарегистрированное еще в 1909 г. (французская провинция Шампань — родина напитка).
Закон Украины «О винограде и виноградном вине», который, по словам начальника отдела маркетинга и рекламы «Одесского коньячного завода» Юлии Комаровой, «так долго ждали виноделы», в итоге вызвал бурю их же негодования. А принят он был в начале лета.
Согласно ст. 10 Закона право именоваться «шампанским» остается исключительно за «винами белыми игристыми шампанизированными, изготовленными по шампанской технологии с трехлетней выдержкой в бутылках на дрожжах». Более того, для таковых легальным остается только одно название — «Шампанское Украины».
Большинство белых игристых вин с начала следующего года должны будут именоваться «Украинскими игристыми».
«Использование названия «шампанское» упраздняется как в самостоятельной форме, так и в комбинации с другими словами, помимо «Украины», — сетует г-жа Комарова. — Вне закона, соответственно, оказывается и марка «Советское Шампанское», на которую приходится более половины рыночных продаж». По ее словам, его доля однозначно упадет, и эту нишу займут бренды, «которые проявят максимальную маркетинговую активность».
Начальник управления маркетинга Киевского завода шампанских вин Валерий Романский подтвердил, что около 50% произведенного в 2004 г. шампанского составило именно «Советское» и что эта марка, а соответственно, и заводы-изготовители (помимо Киевского ЗШВ, «Советское» сегодня выпускают Харьковский ЗШВ, Севастопольский ВЗ и Черкасский ЛВЗ) пострадают в первую очередь. «70% продаж нашего завода — это «Советское Шампанское», — пояснил он. — У нашего потребителя сформировался четкий понятийный рефлекс: «Советское» — шампанское, «игристое» — не шампанское». Поэтому падение продаж и производства — неизбежное следствие замены слова «шампанское» на «игристое». А конкурентные преимущества, по мнению г-на Романского, получат те производители, у которых осталось право называть свою продукцию «шампанским» (среди них «Артемовское» и «Новый Свет»).
Маркетинг-директор Первого Национального Винодельческого Холдинга (дистрибьютор некоторых ТМ Севастопольского ЗШВ) Геннадий Кулжинский считает, что, напротив, вряд ли ситуация кардинально изменится.
По его словам, объемы производства шампанских и игристых вин предприятиями Украины оцениваются в 2005 г. в 2,766 млн. дол. (что на 12,6% больше, чем в 2004 г.). «На рынке действует пять крупных игроков (столичный, Артемовский, Одесский, Харьковский, Севастопольский ЗШВ, на которых приходится 80% рынка) и три более мелких, — отметил он. — Торговых марок насчитывается порядка 50, они занимают различные ценовые сегменты. И ситуация не должна кардинально поменяться.
У продукта есть сложившаяся аудитория, поэтому вряд ли это отразится на продажах в Украине».
Соответственно, и цены, по мнению г-на Кулжинского, не должны измениться, потому что производиться продукт будет по той же технологии. «Хотя, если найдутся производители, которые решат донести людям, что вино игристое — это шампанское, и будет вложено много денег в коммуникацию (что вызывает сомнение), тогда, возможно, данная статья расходов будет заложена в стоимость», — предположил Геннадий Кулжинский.
Валерий Романский считает иначе: по его мнению, те производители, за которыми останется «шампанское», поднимут цену. А Юлия Комарова не исключает повышение цен на все игристые вина — из-за подорожания комплектующих для их производства (бутылка, короб и т.д.). «Прогнозируемый нами рост цен на комплектующие в следующем году — до 10%, — отметила она. — Исходя из этого и будут пересматриваться цены на продукцию».
В целом производители очень осторожно оценивают такое нововведение. «Определенные риски, связанные с тем, что исчезнет название и снизятся продажи, есть, — считает г-н Кулжинский. — Но если учесть, что мы движемся в Европу, это изменение уместно». Г-н Романский также соглашается, что «если брать во внимание европейский опыт, то никто в Украине не имеет права производить шампанское, так как такой продукт имеет четкую географическую привязку и может производиться только во французской провинции Шампань». Юлия Комарова также категорически против этого запрета не высказывается, а лишь подчеркивает, что нельзя резко менять правила игры на рынке. «Заводам необходимо дать возможность плавного перехода к новым названиям», — считает она.