Потенциальным донором или реципиентом может оказаться каждый. И как показывает практика — даже самая тщательная проверка здоровья не дает гарантии, что, сами того не подозревая, мы не передадим какое-то заболевание тому, кого как раз хотели спасти.

Помочь больному и не навредить здоровому — так определяют принцип своей работы в Харьковском областном центре службы крови. Первый шаг к этому — тщательная проверка доноров до донации и полученной от них крови после донации.

— Перед донацией мы проводим клинический анализ крови: определяем уровень гемоглобина, группу крови, резус-фактор, — рассказывает заведующий отделом комплектования донорских кадров Харьковского областного центра службы крови Юрий Верховенко. — Также выявляем противопоказания, к примеру, наличие свежей татуировки — это противопоказание к сдаче крови в течение года. А недавний визит в тропические страны Америки или Африку, неблагоприятных в отношении малярии или других инфекционных заболеваний, означает запрет минимум на три года.

Также потенциальный донор подписывается под тем, что не болен СПИДом, инфекционными болезнями, тяжелыми соматическими заболеваниями — к примеру, пороками сердца, бронхиальной астмой -- и не «дружит» с наркотиками.

По словам Юрия Верховенко, такую проверку выдерживают не все желающие сдать кровь. В Харьковской области более 200 тысяч человек попали в черный список — они либо болеют соматическими недугами, либо результаты их обследования на маркеры инфекционных заболеваний оказались положительными. Этих людей вносят в областной реестр лиц, которым запрещено донорство.

— Соответствующие медучреждения предоставляют нам информацию о своих пациентах (наркоманах, лицах без определенного места жительства и т. п.), которая также вносится в областной реестр, — говорит Юрий Верховенко. — Так что к сдаче крови допускаются только доноры, которые не имеют никаких противопоказаний.

Особенно ценны постоянные (кадровые) доноры. В Харьковском областном центре службы крови от них получают около 50% донаций.

— Мы с ними всегда на связи, — отмечает Юрий Верховенко. — К примеру, пришла заявка, что срочно нужна редкая АВ (IV) группа крови с отрицательным резус-фактором. В течение двух часов мы ее имеем благодаря контакту с донором и его готовности прийти на помощь.

Кровь доноров проверяют на европейском оборудовании, говорит специалист.

— При помощи методов ИФА и ИХЛА легко выявить вирусный гепатит B, С, сифилис и ВИЧ-инфекцию, — уточняет он. — Кровь с положительным результатом утилизируется.
К слову, в Харьковский областной центр службы крови донорскую кровь привозят со всей области.
 
— На тестирование каждый день доставляют заготовленную донорскую кровь все отделения трансфузиологии Харькова и Харьковской области. Мы ее обследуем, перерабатываем и выдаем компоненты крови — круглосуточно, чтобы своевременно обеспечить лечебные учреждения, — говорит Юрий Верховенко.

Платное донорство опасно?


Особо остро отсутствие донорской крови, а точнее: ее компонентов — криопреципитата и плазмы может сказаться на больных гемофилией (врожденная несвертываемость крови), подтверждает председатель правления Всеукраинского товарищества гемофилии, пациент с тяжелей формой гемофилии Александр Шмило. Но, спасая от одной болезни, чужая кровь может погубить от другой.

— В Украине 2600 больных гемофилией, 600 из них — дети, — говорит Александр Шмило. — 99% взрослых, больных гемофилией, инфицированы гепатитом В и С, примерно 15% заражены ВИЧ.

По его словам, на импортные лекарства государство денег выделяет недостаточно, обеспечивает отечественным, но к ним у больных масса претензий, особенно к препарату криопреципитат и антигемофильной плазме. Александр Шмило утверждает, что после его приема у некоторых пациентов наступил анафилактический шок. А те, кто заболел гепатитом С и ВИЧ, подозревают, что заразились ими через переливание криопреципитата и антигемофильной плазмы.

— Маленьким детям до сих пор переливают так называемую антигемофильную плазму и криопреципитат. Но именно эти отечественные препараты и несут в себе угрозу массового инфицирования, — заявляет он. — О том, что кровь и ее компоненты являются безопасными, мы слышим только от Министерства здравоохранения и от руководства станций переливания крови.

Обезопасить их от сомнительных препаратов больные постоянно просят украинский Минздрав. Ответ чиновников поражает цинизмом.

— «Чем вы докажете, что люди заразились именно во время переливания крови? Может, они подхватили эти заболевания во время нетрадиционного секса?» — приводит слова одного из них Александр Шмило. — Но ведь гепатитом С инфицированы и 10-летние пациенты! Они тоже заразились через секс?

Помимо людей с гемофилией заразиться при переливании крови рискуют миллионы других людей, считает председатель правления Всеукраинского товарищества гемофилии.

— Кто проверял, сколько рожениц или операционных пациентов было инфицировано? Гепатит — болезнь коварная, она может не проявляться годами. И как доказать, что заражение произошло при переливании? — говорит он.

К слову (и это подтвердили «Вечернему Харькову» в пресс-службе Минздрава), в августе прошлого года с двухдневным визитом Украину посетила делегация ЕС — как раз с целью оценить состояние заведений службы крови в Украине. Одна из претензий европейцев относилась к тестовым системам вирусных инфекций отечественного производства. По мнению представителей ЕС, эти тесты недостаточно чувствительны к инфекциям. Из заключения комиссии следует, что эта проблема существует даже в центрах с современным оборудованием.  Оборудование-то есть, а вот реагентов к нему зачастую нет. Кроме того, не понравилось европейцам то, что донорам платят вознаграждение — так называемую компенсацию на питание (сейчас это 34 грн., но власти планируют повысить ее до 60 грн). Эта ситуация, по их мнению, далека от принятых в ЕС принципов добровольного и безвозмездного донорства. Такие правила заготовки крови, по мнению делегации, создают условия для потенциального привлечения к донорству людей с высоким риском инфицирования ВИЧ и вирусом гепатита.

— Человек, который приходит сдавать кровь бесплатно, как правило, ведет социальный образ жизни. Риск подхватить от него заболевание очень маленький,— поясняет позицию европейцев Александр. — Если же люди сдают кровь за деньги, то понятно, что они это делают ради выгоды, причем не большой. Это привлекает совсем уж асоциальных личностей.

Переливание — это бизнес?


Президент Международной общественной организации «Ассоциации бескорыстного донорства крови «Покрова», завотделением трансфузиологии Национального института хирургии и трансплантологии имени А.А. Шалимова Лариса Вахненко уже много лет изучает проблему донорства в Украине.

— Служба крови в Украине остается бесконтрольной, так как до сих пор нет Национального центра крови, который должен выполнять функцию контроля и координации ее работы, — считает Лариса Вахненко. — Кроме того, по-прежнему не урегулированы финансовые отношения между бюджетными организациями разных ведомств, а это тормозит оперативный обмен компонентами крови между лечебными учреждениями разных форм собственности (к примеру, передача крови от обычной службы крови в службу крови Министерства обороны. — ред).

Также, по словам врача, сказывается и отсутствие единого реестра запасов крови, что приводит к катастрофической нехватке ее в одних медучреждениях и утилизации по сроку годности в других.

— Кроме того, из-за отсутствия санавиации и хороших дорог часто кровь не успевает поступить в пункты назначения вовремя, — говорит она.

Лариса Вахненко признает: болевой точкой донорства остается и зараженная кровь.

— В стране отсутствует генотестирование — ПЦР, которое является наиболее качественным методом тестирования на трансмиссивные инфекции, — поясняет специалист. — Тестирование на антитела у нас производится методом ИФА на отечественных тест-системах. В Украине подобные тест-системы производит одна фирма-монополист — уже многие годы она фаворит тендеров. Было бы разумно, если бы в этой сфере существовала конкуренция, тогда не было бы подозрений в коррупции, да и за качество фирмы боролись бы. В условиях отсутствия альтернативных тест-систем можно было бы привлекать в качестве «третьей стороны» при решении спорных вопросов по результатам лабораторных исследований референс-лаборатории. Но в Украине их тоже нет.

Переведена на бизнес-рельсы и переработка донорской крови.

— Частный фармбизнес все больше захватывает функции службы крови и диктует свои правила игры, — считает Лариса Вахненко. — Раньше переработкой донорской крови занимались производственные отделы на крупных станциях переливания крови. Теперь они закрываются, а их функции взяла на себя фармацевтическая фирма-монополист, продавая свой товар, в том числе за рубеж. Поэтому украинские пациенты и не получают в достаточном объеме многих кровеостанавливающих компонентов и препаратов плазмы, ранее производимых отечественными станциями переливания крови. Один из них — «бескровная» операция.

Необходимость в переливании становится все меньше


Пока люди, которым без чужой крови не прожить, пытаются обезопасить себя от чужих болезней, отечественная медицина ищет способы, как избежать переливания крови и таким способом уберечь пациентов от риска заражения.

— Благодаря методике прецизионного оперативного вмешательства при операциях можно обходиться без кровопотери, — рассказывает завотделом хирургии печени и желчновыводящих путей Института общей неотложной хирургии им. В.Т. Зайцева профессор Александр Тищенко. — Такое оперативное вмешательство выполняется без повреждения крупных сосудов, а при обнаружении этих сосудов производится их перевязка или клипирование специальными скобками.

По его словам, такие операции уже проводятся на наиболее кровеснабжаемом органе — печени, через которую проходит вся венозная кровь от внутренних органов, а также на поджелудочной железе. В институте им. В.Т. Зайцева этой методикой пользуются с 2007 года, за это время проведено более 300 операций на печени.

— Операции выполняются с помощью высокоэффективной аппаратуры: биполярных коагуляторов, аппарата для сваривания тканей, ультразвукового и газоструйного диссекторов (этот аппарат изобретен в институте им. В. Т. Зайцева), — поясняет специалист.

По словам доцента кафедры хирургии № 1 ХНМУ Ростислава Смачило, методика оперирования с использованием современных аппаратов остановки кровотечения используется в клиниках Западной Европы, США и Японии, а также в ведущих хирургических центрах Украины.

— Такие бескровные операции позволяют не впустить в организм пациента чужой недуг, — уверен специалист.