Чаще всего наркотические поставки в страну идут из России, Беларуси и Западной Европы, встречают же их в США.

Только в прошлом году правоохранителям в Украине удалось перекрыть восемь международных каналов с контрабандой. Непосредственно в Украине от таких поставок «оседают» психотропные вещества. В целом, же наркотики для украинцев становятся все доступней, а дилеры — проворней.

В Украине в черном списке запрещенных числится более 400 прекурсоров, наркотических и психотропных веществ. На некоторые из них государство наложило полный запрет, к примеру, на кокаин и кодеин, некоторые обошлись лишь ограничением — в их число попало и психотропное вещество ципетрал. 

— Этот список растет, по мере того, как правоохранителям удается выявлять на нелегальных наркорынках новые виды высокоактивных веществ или прекурсоров, — говорит замначальника Департамента противодействия наркопреступности Нацполиции Украины Юрий Буковский.— Далее свои предположения по внесению того или иного вещества в список контролируемых государством препаратов делают эксперты Министерства охраны здоровья и Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю над наркотиками. Окончательно решение принимается уже на государственном уровне.

По мнению Юрия Буковского, государственный контроль над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с одной стороны оставляет их доступными для медицинских, научных и промышленных целей, а с другой — позволяет перекрыть дорогу для вовлечения новых жертв.

В полиции говорят, что в наркотических делах мирового размаха Украина служит транзитом для наркотрафика. По протоптанным маршрутам наркоконтрабанда держит путь из стран Западной Европы (амфитамин, опий-сырец и наркотические лекарственные средства), а также России и Беларуси (методон). Получателем являются США и все те же страны Западной Европы — туда идет афганский героин. В нашей же стране сбываются психотропные вещества.  

— В 2015 году Национальной полиции Украины удалось ликвидировать восемь международных каналов контрабандной поставки наркотиков и психотропов в Украину, — констатирует Юрий Буковский. — Один такой канал перекрыли и в Харьковской области.

Однако распространители «кайфа» постоянно ищут новые пути сбыта своего товара. В последнее время, например, активно ищут покупателей через Интернет.

— Они создают интернет-магазины, ищут покупателей на интернет-форумах, налаживая оплату через терминалы, в которых нет функции авторизации, — перечисляет ухищрения наркодельцов правоохранитель. — Также организовывают так называемые «закладки» — прячут товар в укромных местах, предупреждая покупателя, где искать.

Пока такие торги через интернет невозможно прекратить.

— В Украине на законодательном уровне не урегулирован механизм блокирования или ограничения доступа к интернет-ресурсам, благодаря которым совершаются криминальные правонарушения, — говорит Юрий Буковский.

В 2016 году в Украине задокументировано 1,5 тысячи криминальных правонарушений, связанных со сбытом наркотиков. 150 человек арестованы, еще 400 привлечены к уголовной ответственности, в том числе 168 наркоторговцев из Харьковской области. Более 700 обвинительных актов направлено в суд. 

Кроме поимки реализаторов «доз», полицейские работают над ликвидацией нарколабораторий. Так, на протяжении 2015–2016 годов было закрыто более 200 нарколабораторий, большинство из них специализировалось на психотропах амфитаминного ряда. Отличилась и Харьковская область — здесь были обнаружены четыре «химпроизводства».

По словам, Юрия Буковского, за сбыт наркотических и психотропных веществ преступнику грозит до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества (ст. 307 ККУ). А вот самих наркозависимых правоохранительная система не наказывает — ни административно, ни криминально. Разве что если они сядут «после употребления» за руль. В таком случае, согласно изменениям, внесенным в Административный кодекс 27 июля 2016 года (Закон № 1446-VIII), их могут оштрафовать и лишить водительских прав.
   
Правоохранители признают — на сегодняшний день ни одна страна в мире не смогла полностью победить наркоторговлю.

— Задачей нашего департамента, правоохранительных органов и общества в целом должно быть не только противодействие наркопреступности, но и предотвращение создания основы для наркобизнеса, — говорит Юрий Буковский. — С этой целью мы проводим еженедельные встречи со школьниками, благодаря которым надеемся привить негативное отношение к наркотикам. 

Вместо опиума — метадон
Государство пытается вернуть к жизни людей, которые стали на путь наркомании. Один из способов — заместительная терапия. Ее суть заключается в том, чтобы отучить наркоманов от опиоидов, которые чаще всего применяются при помощи инъекций (к примеру героина), заместив их таблетками, в частности методоном.

— Из 100% наркопотребителей, только 20% могут самостоятельно бросить наркотики, — говорит директор Харьковского областного благотворительного фонда «Парус» Константин Ключарев. — Кто-то лечится в специальных центрах, кто-то спасается верой, остальные же с этой проблемой живут дальше. Для них и была разработана ЗТ.

Подобной заменой общественники и врачи преследуют несколько целей. Во-первых — добиться снижения частоты употребления нелегальных наркотиков, во-вторых — снизить уровень криминальной активности наркозависимых, а также смертности от передозировки. По их мнению, отказ от инъекций уберегает наркоманов от возможности подхватить  ВИЧ, гепатит или туберкулез.

По словам Константина Ключарева, в Харьковской области работают десять центров, в которых наркозависимые могут получить помощь. Шесть из них в области, четыре непосредственно в Харькове. Всего на учете по программе ЗТ стоит 303 человека, среди них как мужчины, так и женщины от 25 до 45 лет.

— При обращении в центр пациенту ставят диагноз и назначают лечение, каждому индивидуальное, — говорит Константин. — Непосредственно наш благотворительный фонд ведет медико-социальное обеспечение этих людей, с ними работают психологи, социологи и менеджеры. Благодаря ЗТ происходит улучшение здоровья зависимого и его ресоциализация.