Менять или не менять Устав территориальной громады Харькова? Представители городских властей выступили с инициативой обновления этого одного из ключевых правовых актов, регламентирующих, кстати, и деятельность самих городских властей.

Депутат горсовета Марк Воронов и начальник отдела правового обеспечения депутатской деятельности Юридического департамента Игорь Алферов сообщили о текущих результатах деятельности рабочей группы, занимающейся проектом новой редакции устава.

С момента принятия прежнего устава прошло семь лет, говорит Марк Воронов, и за этот период произошли изменения, связанные с трансформацией избирательной системы, изменением статуса некоторых должностных лиц органов местного самоуправления, статуса депутатов местных советов в связи с введением так называемого императивного мандата. Марк Воронов определил прежний устав как документ, который в основном был создан для внутреннего пользования, для чиновников горсовета. Сейчас, считает Марк Воронов, наступило время донести до сведения харьковчан, что Устав территориальной громады Харькова призван определять взаимоотношения между жителями и властью. Этот документ должен, как выразился Марк Воронов, определить позитивный тонус взаимоотношений между харьковчанами и городской властью. Прежде всего уже сейчас необходимо точно закрепить процедуру реализации харьковчанами своего права на осуществление местного самоуправления: права на участие проведения общественных слушаний, на выдвижение местных инициатив, закрепить порядок проведения собраний по месту жительства. За последние годы активность харьковчан увеличивается, правовая культура растет: количество общественных слушаний было в последнее время значительным. Необходима четкая регламентация этих процессов, в том числе и юридических последствий общественных слушаний. Цель общественных слушаний, говорит Марк Воронов, — не только поговорить и выпустить пар, но и учесть результаты общественного мнения. 

Депутат горсовета рассказал о некоторых новациях. Марк Воронов предложил размежевать общественные слушания на общегородские и районные: есть концептуальные проблемы, касающиеся жизнедеятельности всего города — их нужно обсуждать в рамках общегородских слушаний, а есть проблемы локального уровня — их лучше обсуждать в рамках районных слушаний. Кроме того, право инициировать общественные слушания принадлежало исключительно территориальной громаде. Теперь Марк Воронов предлагает инициирование общественных слушаний только городским головой, другие чиновники не должны иметь права инициировать общественные слушания. Еще один принципиальный момент: общественные слушания может инициировать и территориальная громада. На районном уровне для этого необходимо 50 подписей граждан, а на общегородском — 500. 

Один из журналистов усомнился в эффективности общественных слушаний: при обсуждении повышения тарифов, например, подавляющее большинство членов территориальной громады были против их введения, однако их мнение не отразилось на результатах. Игорь Алферов ответил, что не стал бы говорить о неэффективности и тем более бесполезности общественных слушаний. Результат общественных слушаний в любом случае учитывается при принятии решения, уверен Игорь Алферов. Но юридическое понятие «учет мнения» не обязательно подразумевает реализацию именно этого мнения. Учет мнения — это его использование, анализ и обработка с учетом других мнений и факторов. Общественные слушания, говорит Игорь Алферов, — это серьезный эффективный вспомогательный способ влияния мнения группы людей или определенной прослойки на принятие решения. Результаты общественных слушаний подлежат обязательному рассмотрению соответствующими должностными лицами и органами, хотя результаты общественных слушаний не являются обязательными к исполнению. 

В тему
Желающие могут принять участие в обсуждении документа. Проект нового Устава территориальной громады Харькова находится на официальном сайте горсовета, а также опубликован в газете Харьковского горсовета «Харьковские известия» тиражом 300 тысяч экземпляров.