Харьковчанин Савелий Вертейм всю свою жизнь дарил людям улыбки, за что получил сотни наград, дипломов, стал десятым в СССР кавалером Международного детского ордена Польши (девятым был Михаил Горбачев), удостоился звания заслуженного работника культуры Украины. Ныне известный артист цирка уже не выходит на манеж с оригинальными номерами, но по-прежнему передает свои уникальные навыки и секреты всем детям, которые желают научиться цирковым трюкам.

Савелий Вертейм — сын профессионального артиста Харьковского цирка — впервые вышел на арену в шесть лет. Начал веселить зрителей в роли Чарли Чаплина, потом показывал номер на велосипеде, жонглировал.
— Можно сказать, я родился в антракте, — улыбается Савелий Моисеевич. — Родители все свое время проводили в цирке и меня всегда брали с собой. Так что рос я на манеже. А когда началась война, меня включили в труппу артистов, которые развлекали военных. Во время одного из таких выступлений началась бомбежка, и весь мой реквизит был уничтожен.
После этого семью Вертейм эвакуировали в село во Фрунзенской области, где они на равных с жителями округи работали в поле, а вечерами показывали импровизированные сценки, иллюзионные выступления. Колхозникам такие представления очень нравились, поэтому возле «сцены» народу собиралось видимо-невидимо. А через какое-то время во Фрунзе организовался передвижной цирк-шапито, и Моисея Вертейма вместе с женой и детьми забрали туда работать. Именно тогда Савелий начал выступать как оригинальный жонглер.
— В 1944 году нас вызвали наконец в Харьковский цирк, —
продолжает Савелий Моисеевич. — Все ожидали окончания войны, и поэтому новый директор решил сформировать малометражную военную программу. В здании цирка несколько лет до этого находился немецкий склад, все было разрушено. Мы спали прямо на манеже, на скамейках, укутавшись в одежду, одеяла. Об электричестве можно было только мечтать. Но мы репетировали, готовились ко встрече с публикой. А вскорости нас поселили в коммуналке, где я — вот уже более 60 лет — живу до сих пор, без каких-либо элементарных удобств. Наверное, это можно даже сравнить с подвигом.
В первые годы после войны харьковские артисты цирка ездили с выступлениями на заводы, фабрики, в госпитали, школы, колхозы. Машин тогда почти не было, повозок — тоже негусто, так что им часто приходилось идти пешком с десяток километров от села до села. Зимой артисты обмораживали ноги, руки, лица, но все равно выходили на импровизированную арену в холодных клубах и дарили хорошее настроение и взрослым, и детям. В теплое время года днем давали представления на Благовещенском рынке, зазывая таким образом покупателей, а вечером — не манеже старого цирка.
Потом Савелий Вертейм работал во многих передвижных цирках, выступал на строительствах ГЭС в Красноярске, Норильске и многих других советских городах, представлял Харьков на целинных землях Казахстана, побывал с цирковыми номерами на Кавказе, Кубани, в Прибалтике. Тогда же самостоятельно освоил аккордеон и начал придумывать собственные авторские сценки. А днем обязательно проводил встречи с детьми и молодежью, рассказывал о сложностях своей профессии, раскрывал секреты некоторых иллюзионных номеров и продолжал удивлять необыкновенными трюками на велосипеде и моноцикле, жонглированием, искусством чревовещания.
— Через какое-то время из-за болезни мамы мне пришлось перейти в эстрадную секцию, которую только-только создали при Харьковской областной филармонии, — рассказывает 75-летний артист. — Заодно меня попросили создать на общественных началах кружок юных любителей искусства цирка. И пять лет в свободное от работы время в Доме культуры пищевиков я занимался с детьми. Когда о кружке узнали в Дворце пионеров (ныне — Дворец детского и юношеского творчества), предложили создать пионерский цирк. И в сентябре 1963 года я принес во Дворец свой реквизит (здесь ведь ничего не было), назвал коллектив «Улыбка» и развесил объявления по школам. В первое время возле Дворца стояла огромная очередь желающих постичь цирковое искусство. Приезжали даже из отдаленных районов области. Но поняв, что это — нелегкий труд, многие отсеялись. Те же, кто остался, достигли отличных результатов: некоторые из них стали профессиональными артистами, выступают на аренах цирков в разных странах.
«Улыбка» очень быстро завоевала популярность. Ее воспитанников вместе с талантливым руководителем Савелием Вертеймом приглашали на всевозможные праздники, фестивали, концерты, вечера. А после того, как Харьков впервые вышел на Интервидение и программу о цирковой студии увидели в Европе, в первую столицу Украины из Москвы приехали 15 операторов снимать хроникально-документальный фильм об «Улыбке». Тогда и в Москве ничего подобного не было.
Савелию Вертейму судилось создать еще один уникальный коллектив. После выступления с детьми перед рабочими велозавода артисту сделали предложение создать цирковую студию прямо на предприятии, чтобы молодые специалисты впоследствии могли рекламировать «свои» велосипеды. Идея Савелию Моисеевичу понравилась, и в выходные дни он занимался с девушками и парнями уже в новообразованном «Велозаводце».
— Я проработал на велозаводе 33 года. В 1978 году цирковая студия «Велозаводец» стала народной, и каждые три года успешно подтверждала это высокое звание, — вспоминает Савелий Вертейм. — Большинство рабочих, которые ходили ко мне заниматься, окончили цирковые училища, стали хорошими артистами. А дети из «Улыбки», которые после окончания школы по тем или иным причинам не поступили в училище, институт, по моей протекции приходили на велозавод, осваивали профессию и параллельно посещали «Велозаводец».
На творческие отчеты «Улыбки» и «Велозаводца», которые были очень известны и популярны, обязательно приезжал Юрий Никулин. Он выступал для харьковских детей, смотрел номера в их исполнении, вручал дипломы, подарки.
Воспитанники «Улыбки» вместе со своим руководителем часто ездили в Польшу. Там в 1988 году Савелия Вертейма и наградили почетным орденом, который польские девочки и мальчики присуждают тем, кто помогает детям. Оказалось, что такая необычная награда тоже носит добродушное название «Улыбка». В Украине сейчас всего четверо кавалеров ордена Улыбки, но харьковчанин Савелий Вертейм навсегда останется первым.
Сегодня Савелий Моисеевич, несмотря на годы, все так же занимается с детьми и воспитывает настоящих артистов, которые своими трюками продолжают удивлять зрителей.
— Сейчас «Улыбку» посещают более 50 харьковчан от 4 до 17 лет, — рассказывает бессменный руководитель образцового коллектива. — Самые способные — Алена Третьякова, Евгения Лазуткина, Людмила Родионова, Анна Муравьева, Александр Лиманский, Алексей Павлов, Алена Козуб, Анна и Екатерина Калиниченко. Думаю, свое будущее они обязательно свяжут с цирком, как и многие выпускники «Улыбки».
О заслугах Савелия Вертейма прекрасно знают городские и областные власти. В 2004 году артист стал лауреатом Муниципальной премии, тогда же его рекомендовали на присвоение звания почетного гражданина Харькова. Но, к сожалению, Савелий Моисеевич так и не смог его получить. Дабы привлечь больше внимания к 350-летнему юбилею города, чиновники предпочли «отдать» почетное звание не харьковчанам, а заезжим гостям. Теперь Савелий Вертейм, недавно отметивший 60-летие творческой деятельности, ожидает следующего выдвижения кандидатур и надеется увидеть свое имя в их числе. Не потому, что желает славы или денег. Нет. Просто верит, что хоть сейчас ему удастся сменить комнату в старой коммуналке на небольшую квартирку с элементарными удобствами, где можно будет спокойно приступить к написанию книги. А написать Савелию Вертейму есть о чем…