Больше месяца назад завершила свою деятельность рабочая группа по вопросам благотворительности в школах.

В результате появилась Памятка для родителей и перечень рекомендаций для чиновников образовательной сферы. Эти документы красуются на информационных досках практически во всех харьковских школах, но, к сожалению, пока опубликованные пункты остаются лишь на бумаге.

Поборы продолжаются


Одно из основных требований — размещение на сайтах школ и информационных стендах отчета администрации учебного заведения о его потребностях, до сих пор не выполнено.

— Мы просили опубликовать потребности школ, и какая их часть профинансирована или будет профинансирована из горбюджета. Пока такой информации на сайтах школ я не увидела, — разводит руками активист общественного движения «Благосвит» Елена Нарожная. — По закону директор должен озвучить эти потребности районо, которые подают бюджетные запросы в финансовый департамент горсовета. Там аккумулируются запросы со всего города и выносятся на голосование депутатов. Однако родители говорят, что директора не просят финансирования из бюджета, а сразу говорят, что денег нет — посему сдавайте. В частности, на кварцевые лампы для садиков, мебель, окна... Одна мама рассказала, что на собрании им сообщили о необходимости собрать деньги на замену парт и окон. Родители написали обращение в Департамент образования горсовета, и окна им поставили за счет бюджета, а парты пообещали на следующий год.

Соответственно, под вопросом и выполнение следующего пункта Памятки: благотворительные взносы могут быть исключительно добровольными.

— Не честно обращаться к родителям за помощью, если школа даже не удосужилась попросить на свои нужды финансирование из бюджета, — говорит Елена Нарожная. — Можно, конечно, сетовать, что школа без родительских денег не выживет. Но сначала власть должна показать, как она заботится о сфере образования, своих коммунальных учреждениях. А уж потом обращаться за помощью.

Не всегда выполняется и требование о том, что благотворительные взносы не могут принимать сотрудники учебного заведения.

— Да, этим занимаются родительные комитеты. Но поскольку сбор средств по-прежнему происходит наличными, а родители редко пересекаются, без участия учителя или воспитателя сложно обойтись, — говорит Елена Нарожная. 

«Вы что, мне не доверяете?!»


По-прежнему сложно контролировать целевое использование взносов.

— Все зависит от порядочности родительского комитета, который эти взносы собирает. А родители не всегда готовы идти на конфликт, дабы выяснить, как потрачены их деньги, — говорит Елена Нарожная. — Если бы деньги поступали на специальный расчетный счет — вы просто делали бы запрос в районо (согласно Закону «О доступе к публичной информации»), и вам предоставляли бы отчет. Таким образом исключалась бы возможность негативных моментов, типа, «Вы что, мне не доверяете?!». 

Однако пока мало кто из родителей знает о возможности платить на спецсчет.

— В Новобаварском, Немышлянском и Холодногорском районах уже можно без проблем оплатить благотворительный взнос онлайн, — констатирует Елена Нарожная. — Эти районо предоставили реквизиты для оплаты через интернет-банкинг. Имея банковскую карту, родители могут в любое время суток заполнить готовый шаблон «Для школьной благотворительности», указав сумму взноса, целевое назначение, номер школы. Банк присылает электронную версию квитанции — она будет служить подтверждением, что вы сделали перевод. Но некоторые родители говорят, что ничего о такой возможности не знают. Более того, часто возражают: мол, деньги со спецсчета сложно снять. Так, самый популярный аргумент: если вдруг потечет труба — мы не сможем ее вовремя починить, если средства будут на спецсчете, а за наличку в любой момент можно нанять сантехника. Но это же неправильно! Школа — это коммунальное учреждение, за которое отвечает местная власть. И если прорвала труба — об этом нужно сообщать в администрацию района. Неужели нельзя согласовать работу коммунальных служб таким образом, чтобы родителям не пришлось отвечать за прорвавшую трубу? И подписать договор с аварийной службой, которая несет ответственность за качество своей работы. А какую ответственность несет сантехник без документов, нанятый родителями? Где гарантия, что на следующий день залатанная труба снова не потечет?

Отчет администрации — чистая формальность


Чистой формальностью выглядит и требование ежемесячного отчета администрации учебного заведения о привлечении и использовании благотворительных взносов.

— Администрация отчитывается только за то, что либо поступило на спецсчет, либо оприходовано по акту. За все остальное, то бишь собранное родкомом наличкой, — она официально не несет ответственность, — констатирует Елена Нарожная. — Поэтому, конечно, возникает несоответствие между суммой, которую собирают с родителей, и тем, за что отчитывается администрация. Чтобы не было таких ситуаций, мы предлагали, чтобы с людьми, которые собирают деньги (родитель из родкома), подписывался договор о публичном сборе средств (согласно ст. 7 п. 4 Закона «О благотворительности»). В нем должны быть указаны его ФИО, для какой организации он собирает деньги, на какие цели, порядок отчетности и ответственность. Если директор подписал такой договор, значит он в курсе того, на какие цели собираются деньги и как тратятся, и тоже несет ответственность. Это выводит наличные сборы из зоны риска. У нас же зачастую получается так: на родительском собрании озвучивают — давайте собирать деньги на линолеум, окна, парты. Но где уверенность, что на те же окна не будут выделены деньги из бюджета? А когда в договоре стоит подпись директора и указано, что сбор осуществляется на окна, — понятно, что директор дал добро на сбор средств именно на эти цели.

Позитивные сдвиги все же есть


По мнению активистки «Благосвит» Екатерины Святец, основного требования участников рабочей группы — отменить поборы — воплотить в жизнь пока не удалось. Но позитивные сдвиги все же есть.

— Родители говорят, что не согласных сдавать деньги в большинстве случаев теперь не трогают! — отмечает Екатерина. — Да, нам все еще не показывают списки нужд и бюджетные запросы учебных заведений. Но уже предлагают трехлетний план развития.

В то же время активисты не оставляют мысли сделать информацию о потребностях школ публичной. По словам Екатерины Святец, IT-шники изучают идею создания такой базы данных в Харькове.

— Аналогичную программу запускают в Кривом Роге. Директора местных учебных заведений говорят, что в большинстве случаев не знают, какие деньги им выделяет город — все распределяет районо. Поэтому криворожские директора очень благодарны за эту инициативу, — говорит она.

— Главное изменение произошло в головах людей, — отмечает Елена Евдокиенко, автор петиции о поборах в школах, на основании которой и была создана рабочая группа. —  Поскольку проблема получила широкий резонанс — об этом говорят, об этом задумываются. И людей, которые не бояться пойти против системы, становится все больше. Будем надеяться, что таких людей накопиться критическая масса — и тогда эта проблема вообще сойдет на нет.

А в помощь мамам и папам в Харькове в скором времени появится Центр поддержки родителей, где им будет оказываться правовая и консультативная помощь — как общаться с чиновниками, какую информацию запрашивать, где искать единомышленников и т. д.

— Родители смогут встретиться и пообщаться с такими же, как они, увидеть, что они не одни, — говорит Елена Нарожная.

Бесплатное образование вытеснят частные школы?
Активист «Благосвит» Екатерина Святец побывала на парламентских слушаниях «О состоянии и проблемах финансирования образования и науки в Украине», которые прошли неделю назад в Верховной Раде. Говорит, мероприятие больше расстроило, чем порадовало.

— Большинство участников — люди пенсионного возраста, молодежи почти не было. То ли молодежь этими вопросами не интересуется, то ли не знает о таких мероприятиях. Выходили депутаты: «Денег нет, мы так обеспокоены...».  Когда народный депутат с трибуны ВР говорит о том, что в Украине нет бесплатного образования, и все с этим соглашаются, — это нонсенс. То есть уже на уровне законодательной власти согласны с тем, что бесплатного образования нет. Похоже, все идет к тому, что школы станут частными, поскольку денег на образование у государства нет. Идею о частных школах мы уже слышим и в Харькове, и во Львове, и в других городах. Если эта тенденция станет массовой — окажется, что в районе будет один бесплатный садик и пять платных. В этот бесплатный придется занимать очередь еще до родов, поскольку выложить 5–6 тысяч гривен ежемесячно в платный сможет позволить себе далеко не каждая семья. Похоже, что депутаты совершенно оторвались от реальной жизни и уровня доходов обычных людей.