Харьковский академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина презентует харьковчанам премьеру спектакля «Кабала святош (Мольер)».

Театр поставил перед собой непростую задачу — пережить чувства двух мощных гениев, показать извечную боль творческого человека, тщетно пытающегося сразиться с ветряными мельницами. 

Кто сильнее — художник или власть?


— Помимо 2 декабря, премьерные спектакли пройдут также 3, 4, 17 и 25 декабря, — рассказывает руководитель литературно-драматургической части
театра им. Пушкина Ольга Андреева-Леванда. — «Кабала святош (Мольер)», создана по пьесе Михаила Булгакова. Это пьеса о великом Мольере, о его жизни, любви, творчестве и главное — о власти. А поскольку история всегда повторяется с другими именами и в разных странах, вероятно, мы могли бы сказать сегодня: «Мольер — это Булгаков». Говоря о Франции XVII века, Михаил Булгаков раскрывает боль своего столетия и собственной жизни — уж слишком откровенны параллели в пьесе. В пьесе нет биографической точности, зато есть достоверность чувств и страстей. Проникая в далекую эпоху, в призрачный и сказочный Париж XVII века, Булгаков написал не просто романтическую драму, а ту ее разновидность, которую немецкие романтики называли драмой судьбы. Человечество повторяет уроки судьбы снова и снова. Главные вопросы, которые звучат в пьесе: что сильнее — искусство художника или власть короля, чья слава ярче в веках?

Всегда волнует судьба художника


«Кабалу святош (Мольер)» поставил на сцене русской драмы заслуженный деятель искусств Украины Александр Аркадин-Школьник, который уже не раз прикасался к творчеству Михаила Булгакова. Так, в Харьковском государственном академическом драматическом театре имени Т.Г. Шевченко Александр Аркадин-Школьник ставил спектакли «Сумасшедший Журден»и «Зойкина квартира».

— Михаил Булгаков для меня — очень значимая фигура в драматургии и один из самых любимых драматургов, — делится Александр Аркадьевич. — Мне кажется, это одна из лучших пьес ХХ века о судьбе художника, о творчестве, о взаимоотношении с окружающим миром. В драматургии Булгакова меня всегда волнует судьба художника. В «Кабале святош (Мольер)» судьба Булгакова, известная нам по «Мастеру и Маргарите», и по «Театральному роману» , переплетается с судьбой великого актера и драматурга Мольера. С моей точки зрения, переплетение их судеб очень интересно и волнующе, и я с удовольствием стал работать над пьесой. Это — моя тема в искусстве. Я очень строго следовал Михаилу Булгакову, единственное — вмонтировал в спектакль большую и очень важную, на мой взгляд, сцену из «Тартюфа» Мольера. Это — исключительно наше, фирменное решение спектакля.

Прозрачных намеков на события, которыми в последние живет страна, или посылов к сегодняшним проблемам в спектакле нет. По словам Александра Аркадина-Школьника, он никогда не занимается политикой — он занят только творчеством. Но в спектакле звучат вечные проблемы, которые всегда были близки творческим людям, и на протяжении веков законы взаимоотношений художника с окружающим миром не меняются, говорит Александр Аркадин-Школьник.

Вроде бы о Мольере, а на самом деле — о себе


Актеры играют в двух составах. В спектакле задействованы известные актеры: народные артисты Украины Александр Васильев, Ольга Сидоренко; заслуженные артисты Украины Александра  Богатырева, Александр Вирченко, Николай Воротняк, Анатолий Лобанов, Надежда Паницкая, Вячеслав Ткаченко; артисты Евгений Алымов, Екатерина Белая, Богдан Белецкий, Олег Власов, Филипп Гамаль, Виктория Демьяненко.

— У нас с актерами хорошее взаимопонимание: мы вместе разобрали материал. Пьеса нас заинтересовала, взволновала, поэтому никаких проблем в работе над ней не было, — признается Александр Аркадин-Школьник. — Очень важно понимать, что в этой пьесе Михаил Булгаков вроде бы писал о Мольере, но на самом деле он рассказывал о собственной трагической судьбе. А если и мы — режиссеры и актеры — так же мыслим и чувствуем в этом материале, происходит отклик.

Сражение с ветряными мельницами


— У меня давно была мечта сыграть большого творческого исторического персонажа, но когда я получил роль, обрадовался вдвойне: в пьесе был и Мольер, и Булгаков — две настоящие мощные личности, — рассказывает накануне премьеры исполнитель роли Мольера Сергей Листунов. — Когда начались репетиции, я понял, что не хочу никого играть — буду играть их историю, но от себя, не привязываясь ни к какому конкретному человеку. Я интересовался, каким был Мольер при жизни — он заикался, был психом. Но единственное, что я взял от его характера — что он был вспыльчив, но отходчив. А от Булгакова я взял тему: он рассказывает свою историю через Мольера. Их жизни похожи практически один к одному, за исключением отдельных событий. Эпохи Мольера я стараюсь особо не касаться — просто играю человека, и мне очень близки переживания моего героя. Каждую творческую личность — пишет ли она, играет ли, поет ли — кто-то давит, кто-то не дает развиваться. А кто-то просто завидует. В спектакле есть моменты, над которыми я еще работаю — и над собой, и над ролью. Если человек добивается успехов, он тут же наживает себе массу врагов, и суметь с ними сразиться — дорогого стоит. Ни Мольеру, ни Булгакову победить ветряные мельницы так и не удалось. И у моих героев, и у меня преодоление идет через внутреннюю боль. Эта пьеса настолько глубокая, что ее можно анализировать целую вечность и все равно не постичь до самого конца.