Понимаю, что вся эта предвыборно-политическая чехарда уже изрядно поднадоела потенциальному электорату. И все же не хочется в очередной раз становиться игрушкой в руках манипуляторов. Хочется разобраться, что к чему. И главное — понять: так будут выборы или нет. За разъяснениями наш корреспондент обратился к народному депутату Украины Леониду Исаеву.
— Леонид Алексеевич, вышел Указ президента о назначении выборов на 30 сентября этого года. Так все же у нас будут выборы 30 сентября или нет? И какая сейчас вообще ситуация?— Ситуация не критическая, но в то же время не очень хорошая. Она спровоцирована «помаранчевой» оппозицией и, к сожалению, поддерживается президентом Ющенко, гарантом Конституции. Они много говорят об узурпации власти, на самом деле — это громкие, но пустые фразы. Много кричат о кризисе парламентском, экономическом, политическом, а в чем суть — практически никто не говорит. О каком кризисе в Верховной Раде идет речь? Это оппозиционеры несколько месяцев не ходят на работу. Однако, поверьте, в кассу они добросовестно впереди нас ходят, а на заседания не могут. А между прочим мы тем временем работаем в парламенте нормально, без всякого кризиса. Принимаем законы. С тех пор, как они перестали ходить на заседания, принято около 270 законов. Когда же оппозиционеры посещали заседания — за такой же период было принято где-то 55 законов. Так из них Ющенко подписал только восемнадцать. И сейчас треть законов, принятых уже всем составом, по-прежнему не подписана. По президентскому указу от 5 июня о новых выборах скажу следующее. И прежние два Указа, отмененные этим, не вписывались ни в какие законные рамки и не могли законно лишить легитимности Верховную Раду. А такое острое желание есть. Но и он тоже находится вне закона, так как на тот момент парламент документально насчитывал все 450 депутатов. Ведь процедура сложения полномочий рядом депутатов оппозиции не была доведена до конца и проводилась с нарушениями законодательных норм. Я уже не говорю о том, что власть: исполнительная и законодательная передается из рук в руки и никаких промежутков, тем более месяцев, между новой и старой властью быть не может по определению.
— Зачем нужен был этот указ, когда достигнуты договоренности между президентом, премьером и спикером?
— Дело в том, что договоренности не имеют юридической силы. Каждая из ветвей власти должна действовать, строго соблюдая конституционные нормы. Поэтому понятно, что политические договоренности должны подкрепляться конституционными нормами, нормативными актами.
— Проясните, пожалуйста, ситуацию с группой депутатов БЮТ и «Нашей Украины», которые отказываются складывать свои полномочия?
— Эти депутаты (их в целом около 30 человек) работают вне фракций, ходят на заседания Верховной Рады, принимают участие в обсуждении законов, голосуют. То есть работают нормально, без всяких искривлений. В «Нашей Украине» это Партия предпринимателей и промышленников Кинаха. Все эти люди продолжают работать — и это делает им честь.
— Известно, что Ющенко 6 июня встречался с представителями дипкорпуса в Украине и отправил в европейские структуры послания с просьбой считать Верховную Раду 5-го созыва нелегитимной. Есть ли реакция Европы на это? Что предприняла коалиция?
— Это очередная грубая политическая и конституционная ошибка президента. И мы в ответ на этот шаг приняли обращение ко всем выборным структурам Европы о том, что легитимны, что мы работаем. Каждый парламент каждой страны от нас получил постановление Верховной Рады буквально на следующий день. Фактически это очередная попытка раскачать, дестабилизировать ситуацию в стране. Реакции пока нет — Европа выжидает и молчит.
— Проясните, пожалуйста, новая ЦИК образована согласно квотам представительства в парламенте или по-старому, т.е. этот фактор не учитывался?
— Состав ЦИК определялся по-новому и в комиссии 15 человек: 8 человек от коалиции и 7 от оппозиции. Но сегодня она фактически не работает из-за частого отсутствия кворума. Нередко представители оппозиции не приходят на заседания комиссии и срывают ее работу. Сам глава ЦИК Шаповал говорит, что он не будет еще два месяца собирать совещания. Когда у нас начнется предвыборная кампания в стране, тогда ЦИК будет работать. Между тем есть положение, что если пять членов ЦИК требуют, то необходимо собрать комиссию. Любопытная ситуация с «обнулением» списка депутатов «БЮТ и «Нашей Украины», проведенных решениями их съездов. Это сделано для того, чтобы на место законно выбывших (151 депутат) не могли прийти другие, как это положено по закону, и в Раде осталось меньше двух третей состава. Но не все так просто. После этого решение об «обнулении» партийных списков должно быть принято еще и в ЦИКе. Чего на данный момент не сделано, как заявила ЦИК: по причине несовершенства нового избирательного законодательства. И поэтому решения съездов выполнить нельзя, а сохранение партийного списка позволяет законно восполнить состав парламента новыми депутатами. Отсюда, похоже, и нежелание Шаповала, депутата «Нашей Украины», проводить заседания.
— Прозвучало высказывание премьера Януковича, что руководитель ЦИК Шаповал блокирует избирательный процесс. Что он имел в виду?
— Когда Шаповал пришел в ЦИК, то он сразу провел свои изменения. Причем в пользу оппозиции. Мы сказали: «Давайте соберемся, обсудим, пересмотрим и примем решение, которое бы устроило всех, а не только одну сторону». Но он уперся и отказался что-либо пересматривать. К чему это может привести? Я на последних президентских выборах был наблюдателем от «Партии регионов» в Ивано-Франковске. На каком-то обычном участке берем данные на шесть часов вечера — 31%. Через два часа на том же участке — 89%. Это нонсенс. Такой процент достигнут за счет паспортов уехавших на заработки. Вот отсюда наша главная забота, задача и тревога, чтобы выборы прошли открыто, без фальсификаций.
— Спасибо, Леонид Алексеевич. Правда, после такого разговора осталось ощущение, что выборы могут и не состояться 30 сентября. Приняты не все законодательные акты, необходимые для проведения выборов, а президент Ющенко уже считает Верховную Раду нелегитимной. Чуть ли ни ежедневно происходят правовые казузы, которые не позволят подвести полноценное законное обоснование для их проведения. Уж не это ли главная цель тех, кто заварил эту перевыборную кашу? Ох, что-то опять не очень ясно. Поживем — увидим.