Гость редакции ВХ — заместитель Харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов.
Почему продлили работу ночного транспорта?
— Евгений Наумович. Добрый день. Любовь Викторовна звонит. Почему в этом году пешеходные переходы до самого августа были не прокрашены?
— Полноценно мы начали выполнять эту работу в июне. Фактически апрель-май мы жили в дождях, а по мокрому асфальту красить нельзя. Как только выдавалось благоприятное погодное окошко — тут же выезжали красить.
В следующем году ошибки нынешнего года будут учтены. Разметку наносит наше коммунальное предприятие, и Харьков всегда старался справляться самостоятельно, не прибегая к услугам частников. В свое время даже специально покупали для этого оборудование. Но, возможно, будем брать кого-то на субподряд для увеличения объемов.
Сегодня мы делаем эти работы разными способами — начали даже клеить специальную дорожную разметку — она более долговечная. Если на дороге свежий асфальт, на нее до двух недель желательно ничего не наносить, пока не выкатается битум, иначе покрашенное место станет черным буквально через два часа. А на пленку битум не прилипает. Прошли машины, помыли дорогу — и она опять белая. Приклеенную дорожную разметку можно увидеть на площади Павловской, проспекте Победы.
— Здравствуйте. Иван Сергеевич беспокоит. Евгений Наумович, как решается проблема с задолженностью «Горэлектротранса» перед «Харьковоблэнерго»? Не остановится ли, в конце концов, общественный транспорт?
— Задолженность сильно сократили, заплатив уже более 50 миллионов. На сегодняшний день, долг составляет порядка 14 миллионов. Будем смотреть, сколько успеем погасить до конца года. В следующем году по долгам рассчитаемся окончательно — деньги в бюджете предусмотрены.
— И еще вопрос. На сайте горсовета прочитал, что срок курсирования ночного электротранспорта продлен до 1 июня 2017 года. Изначально планировалось, что пилотный проект будет закончен 1 декабря 2016 года. Неужели ночные трамваи и троллейбусы настолько востребованы?
— Ночной транспорт ходит уже три месяца и будет ходить дальше — пока мы не видим смысла его отменять. Все равно ведь есть ночная развозка, связанная с работой тех же транспортных предприятий, которые начинают работать очень рано, а заканчивают очень поздно. Этот промежуток между окончанием и началом работы составляет всего несколько часов. Вместе с тем в горсовет поступало сотни обращений от харьковчан с просьбой пустить ночной транспорт: были и петиции, и молодежный совет активно поднимал этот вопрос. Мы пошли им навстречу. Взвесив все «за» и «против», поняли: предприятие не понесет таких убытков, чтобы отказать горожанам в их просьбе.
Какие маршруты самые востребованные — не изучали. Скажу честно: ночным транспортом пользуется немного людей, но если кому-то ночью не придется идти через весь город пешком — это же прекрасно. Ночью трамваи и троллейбусы ходят нечасто — примерно раз в час (на каждом маршруте — одна-две единицы транспорта). Но человек понимает, что он точно сможет доехать домой на общественном транспорте.
— А не связано ли это с тем, что облэнерго теперь не сможет отключить городской электротранспорт за долги, поскольку по закону это можно сделать только ночью, когда транспорт не курсирует?
— Мы не искали лазейку. Еще раз повторяю — наш транспорт и так ходил круглые сутки. Мы преследуем лишь одну цель — удобство харьковчан.
Нерадивые водители попадают в «черный список»
— Добрый день, меня зовут Жанна Николаевна. Евгений Наумович, у меня сразу три вопроса. Появится ли светофор на перекрестке пр. Независимости и ул. Тринклера? Что делать, если водитель общественного транспорта разговаривает во время движения по мобильному телефону? И почему маршрутки не останавливаются на остановках, если видят там только пенсионеров?
— Есть «за» и «против» установки светофора на этом перекрестке. Дело в том, что это не простой перекресток, нужно учитывать общее движение: какие улицы мы перекроем, если установим светофор, в каком месте нужно остановить движение и т. д. Мы не раз обсуждали этот вопрос. Я еще раз вернусь к этой проблеме.
Что касается мобильных телефонов и остановок, то и то и другое — грубое нарушение законов и правил пассажирских перевозок. Борьба с этим ведется совместно с Госинспекцией на наземном транспорте.
Что касается перевозки льготного контингента — напоминаю: пенсионеры ездят в городском общественном транспорте бесплатно. С 1 января этого года была отменена льгота ветеранам труда, детям войны, но у пенсионеров льгота осталась. Нередко случаются ситуации, когда человек показывает удостоверение ветерана труда в маршрутке, и водитель говорит: «Вы не имеете право на бесплатный проезд», умалчивая, что этот человек имеет право на бесплатный проезд по пенсионной книжке.
Пожаловаться на нерадивого водителя можно, позвонив по номеру «15-62» или написав жалобу в Департамент инфраструктуры горсовета, а также в горсовет на мое имя. В заявлении необходимо указать номер машины. Если не успели записать — хотя бы время и номер маршрута. Мы попытаемся найти этого водителя. Ни один подобный случай не остается не рассмотренным.
— Что вы можете предпринять в борьбе с нерадивыми водителями?
— Мы применяем меры к перевозчикам, заставляя их работать со своими водителями. Что касается водителей трамваев и троллейбусов — тут мы можем использовать любые варианты воздействия. И будем очень благодарны, если харьковчане станут сигнализировать о нарушениях. Это же наша коммунальная собственность, и если мы не будем у себя наводить порядок — нам сложно будет спрашивать с частников. Мы регулярно проводим совещания с перевозчиками, на которые приглашаются и водители-нарушители, не только маршруток, но и горэлектротранспорта. Причем проходят они не кулуарно, а в присутствии общественников. Вот это, наверное, — самый действенный способ борьбы.
Более того — мы проводим рейды, совместно с представителями общественной организации «Креавита», для выявления нарушений в отношении людей с ограниченными возможностями. Главная наша цель — не наказать, а донести, что на этом месте, не дай Бог, могут оказаться ваши родные и близкие. Подумайте об этом.
— А лишить перевозчика лицензии вы можете, если его водитель регулярно допускает нарушения?
— По закону — нет. В таких ситуациях мы требуем от перевозчика уволить водителя, которого заносим в «черный список» и категорически настаиваем, чтобы никакой другой перевозчик не принимал его на работу. Это действует.
Ремонтные работы будут вестись даже зимой
— Евгений Наумович, здравствуйте. Меня зовут Ирина. Как будет работать общественный транспорт в Новогоднюю ночь?
— Работа метрополитена будет продлена до 3 часов ночи, а подвозящему пассажиров к метро и обратно наземному транспорту рекомендовано курсировать до 4.00.
— Добрый день, Николай Степанович беспокоит. Евгений Наумович, на перекрестке ул. Академика Павлова и Героев Труда реконструкция доведена до конца?
— На самом перекрестке — полностью. По улице Академика Павлова закончен первый этап — работы будут продолжены в следующем году. Необходимо уложить верхние слои асфальтобетона — пока мы остановились на нижних слоях. Но трамваи уже ходят по всем направлениям.
— Где еще сегодня идет реконструкция путей?
— На улице Шевченко идут ремонтные работы — замена водопровода. Это важный объект, мы будем там работать и зимой, когда будут позволять погодные условия, чтобы к весне закончить. На окончательном этапе работы на Полтавском шляхе — осталось уложить асфальт в районе вокзала. Будут продолжаться работы при первой же возможности на улице Москалевской — мы хотим ее максимально закончить в этом году. Заканчиваются работы на улице Веринской — осталось обустроить канализацию. И буквально неделька осталась до открытия Моисеевского моста.
— Здравствуйте, Михаил беспокоит. Евгений Наумович, не грядет ли подорожание проезда в Харькове?
— Мы не видим оснований для подорожания. Хотя в электротранспорте основания и могли бы быть, потому что государство второй год не предусматривает деньги на компенсацию перевозки льготного контингента, а также в связи с ростом цен на электроэнергию. Однако на всех депутатских комиссиях поддерживается выделение средств на компенсацию электроэнергии, что даст возможность не повышать стоимость проезда. Это делается за счет городского бюджета.
Низкопольные трамваи — слишком дорогое удовольствие
— Евгений Наумович, здравствуйте. Когда общественный транспорт станет доступным для инвалидов? Меня зовут Олег.
— Мы не можем гарантировать, что сделаем это быстро. Но то, что к этому нужно стремиться, — сомнений нет. Ни один перевозчик сегодня уже не работает, не имея специально оборудованного для колясочников подвижного состава. Просто такие маршрутки ходят редко, поскольку на 15 машин такая одна.
Что касается троллейбусов, то закупленные в последнее время, как раз низкопольные. Они есть на всех маршрутах. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком о получении кредита на покупку нового подвижного состава. Надеемся, что к началу года они выйдут на завершающий этап — будем объявлять тендер и покупать троллейбусы.
С трамваями — сложнее. Они очень дорогие, в среднем — миллион евро. Поэтому, как говорится: по одежке протягиваем ножи, то есть приводим трамваи в порядок, делая капитальные ремонты. Постараемся порадовать харьковчан в начале года еще одной новинкой в трамвайном движении. Но пока я сохраню интригу.
Мы постоянно проводим рейды и по автобусам, и по троллейбусам. И если водителя автобуса еще хоть как-то может защитить владелец компании, то водителя троллейбуса, который отказал в открытии пандуса, — не спасет ничего. Он будет уволен!
— А как обстоят дела с направляющими полосами, которые помогают ориентироваться незрячим людям в метрополитене?
— Есть два пути оборудования полос для людей с ограничением зрения. Это либо специальная рельефная плитка, либо так называемые пленки. У пленок не очень хорошая история — если они отклеиваются, то становятся еще опасней: о них спотыкаются люди, зрячие в том числе.
Поэтому остается только плитка. Но это не только очень дорого, но и требует значительного объема работ. Возникает необходимость на несколько дней закрывать станции, на которых будет вестись ее укладка. Поэтому за год ее реально положить лишь на нескольких станциях. Но такие программы разрабатываются. Направляющие полосы появятся на всех станциях метро. Сроки пока не назову.
— А пандусы для колясочников в метрополитене?
— С этим еще сложнее. В том виде, в каком пандусы были установлены согласно требованиям советских ГОСТов, они, мягко говоря, неудобны. Человек на коляске без посторонней помощи не сможет по ним ни подняться, ни спуститься. Поэтому пока выходим из ситуации следующим образом: человек может позвонить по телефонам, 731-00-00, 0-800-507-507 и сообщить, что приблизительно в такое то время он будет на такой-то станции. И ему помогут работники метрополитена.
Жильцы девятиэтажки 12 лет живут без лифта
— Здравствуйте, Николай Александрович беспокоит. Проживаю по ул. Гвардейцев-широнинцев, 15/46. Евгений Наумович, хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы делаете по передаче нашего дома в коммунальную собственность. Огромная просьба — ускорить этот процесс.
— Эта проблема мне хорошо знакома. Я являюсь депутатом облсовета по округу, где находится этот дом. Мне абсолютно непонятно поведение нынешнего руководства банкротящегося ГП «ХЭМЗ», который не отдает банальный набор документов, чтобы дом был введен в эксплуатацию. Это просто уникальная история — два подъезда из семи не введены в эксплуатацию до сегодняшнего дня, хотя люди проживают там больше 12 лет. Соответственно, там даже лифт не включен, а в одном подъезде — его вообще нет.
Мы занимаемся этой проблемой серьезно уже больше года. Совместно с жильцами сделали техпаспорты на все помещения, буквально вырвали у завода проект строительства дома. Все документы передали в ГАСК. Но осталось несколько простых документов, которые мы никак не можем получить от предприятия.
Можно, конечно, пойти в суд — но, сколько лет мы будем судиться с предприятием-банкротом, в котором работает 3–4 человека и назначен арбитражный управляющий? Тем не менее, если до Нового года реальных действий от завода не будет — с января 2017-го я буду заниматься совместно с жильцами подготовкой иска для истребования документов в судебном порядке. Других вариантов не осталось.
Личное дело
Евгений Наумович Водовозов родился 27 ноября 1973 г. в Харькове.
В 1996 году окончил Харьковскую государственную академию технологии и организации питания (специальность — менеджмент). В 2001-м — Харьковский государственный технологический университет радиоэлектроники (специальность — информационные системы в менеджменте). В 2004-м — аспирантуру ХНУРЭ (кафедра экономики и менеджмента). В 2007 году — магистратуру Харьковского регионального института государственного управления НАГУ при президенте Украины.
Во время учебы работал членом бригады, инструктором по обучению ресторана «Макдональдс Юкрейн ЛТД», кассиром в «Мегабанке».
В 2005 — 2006 гг. — директор ЗАО «Южспецстрой инжениринг».
С 31.08.2006 г. по 12.08.2010 г. — директор департамента транспорта и связи Харьковского горсовета.
С 12.08.2010 г. по март 2014 года — начальник ГУ транспорта и связи Киевской горгосадминистрации.
С марта по декабрь 2014 года — директор Департамента инновационного развития промышленности и транспортной инфраструктуры ХОГА.
С декабря 2014 года — советник харьковского городского головы по вопросам стратегического развития города.
С 25 февраля 2015 года — заместитель харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры города.
В 1996 году окончил Харьковскую государственную академию технологии и организации питания (специальность — менеджмент). В 2001-м — Харьковский государственный технологический университет радиоэлектроники (специальность — информационные системы в менеджменте). В 2004-м — аспирантуру ХНУРЭ (кафедра экономики и менеджмента). В 2007 году — магистратуру Харьковского регионального института государственного управления НАГУ при президенте Украины.
Во время учебы работал членом бригады, инструктором по обучению ресторана «Макдональдс Юкрейн ЛТД», кассиром в «Мегабанке».
В 2005 — 2006 гг. — директор ЗАО «Южспецстрой инжениринг».
С 31.08.2006 г. по 12.08.2010 г. — директор департамента транспорта и связи Харьковского горсовета.
С 12.08.2010 г. по март 2014 года — начальник ГУ транспорта и связи Киевской горгосадминистрации.
С марта по декабрь 2014 года — директор Департамента инновационного развития промышленности и транспортной инфраструктуры ХОГА.
С декабря 2014 года — советник харьковского городского головы по вопросам стратегического развития города.
С 25 февраля 2015 года — заместитель харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры города.