Это попытались проверить родители ребятишек, которые посещают харьковские дошкольные учреждения. И... наткнулись на стену сопротивления со стороны чиновников.

Мамы и папы задались вопросом — что едят их дети в садиках. Тем более что львиную долю стоимости продуктов они оплачивают из собственного кармана. Да и повод для рейда по детсадовским кухням имелся — результаты экспертизы сливочного масла. 

— Тема продуктов у нас в садике — табу. Но если я оплачиваю питание своего ребенка, почему я не имею права знать, чем его кормят? — недоумевает Евгений Чичимов, дочка которого ходит в садик №119 Киевского района. — Еще весной мы с группой родителей обратились в районо с просьбой предоставить документацию: какие продукты и по каким ценам закупает садик. Полученная информация вызвала как минимум недоумение. Оказывается, летом, когда килограмм помидоров стоит 3.50 грн., садик их закупал по 25–40 грн/кг; набор сухофруктов для компота, красная цена которому 15–20 гривен — по 65 грн/кг! Творог, который по прайсу стоит 27.20 грн. (предприятие, поставляющее в наш садик продукцию, предоставило официальный прайс), а детсад покупает по 68 гривен! Вся эта информация есть в открытом доступе на сайте tender.me.gov.ua.

Озаботились родители и качеством продуктов.

— В садике взять масло для анализа мне не разрешили, поэтому мы закупили точно такое же на молокозаводе — той же марки, произведенное по тому же ДСТУ (он же не делает отдельную партию исключительно для нашего садика). Сдали в лабораторию и получили шокирующие результаты: в масле 82% — растительного жира! — возмущен Евгений. — Родители из других районов проверили сосиски — крахмала в них оказалось больше, чем мяса. А также творог — в нем львиную долю составляли растительные жиры. 

Родители, ознакомившись с результатами экспертизы, отправились в рейд по своим детсадовским кухням. Вооружились санкнижками, халатами и колпаками, стерильными пакетами и даже актами приема-передачи продукции. Однако руководство детсадов, по словам родителей, на кухню пускать не торопилось.

«Вопросов появилось еще больше»


— Мы обратились к заведующей детсада с просьбой показать нам продукты питания, документы на них и предоставить возможность взять образцы, в частности масла и творога, чтобы проверить в лаборатории, — рассказывает Елена Грипич, нагрянувшая «с инспекцией» в садик № 410, на Северной Салтовке (Киевский район). — Заведующая сначала отреагировала нормально, но после звонка в районо ее как подменили — вызвала наряд охраны, дабы перекрыть нам доступ на кухню. Я, в свою очередь, вызвала полицию. Правоохранители проверили наши документы, санкнижки и дали добро на посещение пищеблока. Прежде всего меня удивило, что яйца не промаркированы — на них нет печати производителя. Где они их берут? Более того — четыре огромных лотка с яйцами стояли просто на полу. Ведь это же угроза заразить малышей сальмонеллой! Там же на полу — мешки с крупой, тоже без бирок и маркировки. Не было документов и на овощи — откуда они? Может, кто-то из сотрудников садика из своего погреба принес? Если есть закупка — должны быть документы. Нам ответили: картошка — это не продукт питания, а сырье, а посему и документов на нее нет. Масло хранится в кастрюле — непонятно, кто производитель, по ТУ и ГОСТу ли оно сделано, какой у него состав, срок годности... Когда мы закончили проверку — вопросов появилось еще больше, чем было до посещения кухни. 

Взять продукты на экспертизу не удалось.

— По словам представителей районо, которые прибыли в садик, без поставщика взять пробы на экспертизу нельзя, иначе он может подать на заведующую в суд, поскольку она разрешила без его представителя взять продукцию на анализ, — говорит Елена Грипич. 

Не дал результатов и звонок родителей в Госпотребслужбу.

— Там меня гоняли по телефонам разных отделов и в конце концов сообщили, что в любом случае сейчас приехать не могут. Чтобы изъять продукты на экспертизу — мы должны письменно обратиться к ним с жалобой, после чего они должны получить в Киеве «добро» на проверку, создать комиссию и выехать в садик. Понятно, что к их приезду все продукты и документация будут в порядке, — разводит руками мама.

Как подтвердили «Вечернему Харькову» в Госпотребслужбе Харьковской области, в связи с мораторием на плановые проверки инспекторы действительно не могут наведываться в садики и школы с 2013 года, в том числе и в кухни. Разве что — перед началом учебного года. В остальное время специалисты могли проверить заведение только по жалобе.

Другая активная родительница Светлана Зиновьева посетила кухню своего детсада № 255, что в Ленинском районе.

— На сливочном масле, мясе, которое хранилось в холодильнике и размораживалось в раковине, маркировок мы не обнаружили. Невозможно было установить, кто привез картошку, капусту и свеклу. Когда попросили взять кусок масла на экспертизу — отказали, — рассказывает Светлана Зиновьева. — А тут подоспела представитель районо, которая оказалась методистом по учебно-воспитательной работе и к кухне отношения не имеет, — с криком «Закройте кухню!». Пришлось вызвать полицию, чтобы они зафиксировали, что нам отказано и под каким предлогом. Я как мама несу ответственность за своего ребенка. Почему я не могу узнать, чем он питается?! Тем более что у моей дочери проблемы с поджелудочной железой и желчно-выводящими путями, сейчас у нее обострение — она проходит курс лечения. Врачи не исключают, что это может быть связано с некачественным питанием.

Не пустили на кухню — жалуйтесь детскому омбудсмену


Директор юридической компании Константин Карелов считает такую позицию районо и руководства детсадов противозаконной.

— Действительно, в договоре, который подписывает районо с поставщиком, как правило, прописывается, что отбор проб для контроля осуществляется в присутствии и по извещению поставщика. Но это всего лишь договорные отношения, которые не отменяют нормы закона, — говорит он. — Действие руководства учебного заведения, которое находится в коммунальной собственности, регламентировано ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, где четко сказано: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины». Иначе они нарушают права родителей, как участников образовательного процесса, в части контроля за процессом обучения и питанием своих детей согласно ЗУ «Об образовании».

В таких случаях юрист рекомендует родителям обращаться к вышестоящему руководству: городскому голове или в Департамент образования, которому подконтрольны учебные заведения коммунальной формы собственности.

— Кроме того, надзор за качеством продукции, которая поставляется в детские садики и школы, занимается Госпотребслужба. Действительно, мораторий распространяется на плановые проверки. Но по заявлению проверка обязана быть проведена в рамках закона Украины «Об обращениях граждан». Не стоит бояться, что к моменту прихода проверяющих на местах подделают документы. Наоборот — осознание того, что в любое время могут прийти проверяющие, дисциплинирует и руководство образовательного заведения, и поставщика, и производителя. Это приведет к изменению состава поставляемой продукции либо к установлению факта некачественной продукции и расторжению договора и взысканию убытков с виновного лица, — говорит Константин Карелов. — И наконец родители могут обратиться непосредственно к уполномоченному при президенте Украины по защите прав детей.

Можно пытаться задействовать родкомы


А председатель городского родительского комитета Марина Хоша советует подключать родком.

— Когда мне пожаловались родители детсада № 96, что детей кормят консервами, я обратилась в Департамент образования, и реакция была мгновенной, — говорит она. — В каждом садике и школе есть комиссия, в которую входят представители родкома (принять участие в ней может любой из родителей). Хорошо также привлекать к работе этих комиссий независимых экспертов, например, родителей из других школ или садиков, а также технологов и т. д., чтобы все было профессионально и объективно.