Давно отгремела Великая Отечественная. Я и родители мои появились на свет после войны, но сохранилась в нашей семье память о тех далеких событиях.

Дед мой, Бабиченко Иван Яковлевич, родом из Корсуня-Шевченковского. Это там был создан в 1945 г. Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы (кстати, ни в одном школьном учебнике по истории об этом не упоминается). Экспозиция музея расположена в старинном дворце — памятнике архитектуры XVIII в., построенном в 1789 г. на гранитных островах реки Рось крепостными крупного магната Станислава Понятовского. В конце XVIII в. владельцами дворца стали князья Лопухины. В фондах музея свыше 30 тыс. экспонатов.
В детстве мне приходилось бывать в Корсуне, где могилы моих дедов-прадедов. Я часто посещала музей, ходила и любовалась столь красивым городом над Росью. 

Мой дед прошел военными дорогами Молдавии, Венгрии, Австрии с первого до последнего дня войны, был дважды тяжело ранен. 14 лет назад отошел в вечность. Но и сейчас бабушка бережно хранит священную реликвию — боевые ордена и медали своего мужа.
Дядя бабушки, Александр Кириллович Жабуровский, окончив Киевское артиллерийское училище, девятнадцатилетним лейтенантом погиб под Белой Церковью в первые дни войны. Всю жизнь ждала его старенькая мама Ульяна, да так и не дождалась. А в саду его груша «ивановка», которую он посадил перед самой войной, и сейчас цветет, продолжая дарить нежный аромат забытых воспоминаний. 

А спросите мою бабушку Катерину, что ей пришлось пережить в те трудные годы? «Много чего стерлось из восьмидесятилетней памяти, — говорит она, — а вот страшные годы войны, наверное, не забудутся до смерти... Все горе человеческое начинается с войны. Страшно и сейчас вспоминать, как убегали от немецкой каторги. Мы прятались с подругой в ночном темном лесу — голодные, ободранные, боялись волков, вынуждены были забраться на дерево, я поскользнулась и упала. Потом больше года не могла ходить, была прикована к постели». Она видела, как фашисты расстреливали партизан и как долго висели повешенные, и никому нельзя было подойти, чтобы снять их. Она знает, как сгорело село Полковничье в Киевской обл. (со стариками, женщинами и детьми), подожженное гитлеровцами. Эти люди отдали жизнь за наше с вами будущее, но сегодня почему-то меркнет память об этом... 

Я сама не так давно окончила школу. Мне помнится, что по украинской литературе в 11 классе мы изучали всего одно произведение о Великой Отечественной — «Украина в огне» А. Довженко. С большим трепетом, на одном дыхании прочла я эту киноповесть о высоких человеческих чувствах Василия Кравчины и Олеси Запорожец; о великом и бессмертном народе, пережившем миллионы смертей, множество страданий, унижений, криков и стонов разлук; о жестокости гитлеровского мерзавца, героя виселиц, поджогов и насилий — Людвиге Краузе. На это произведение выделено всего один урок. 

В сборнике диктантов для государственной итоговой аттестации (авторы О.М. Авраменко, Л.П. Шабельникова, 2007 г.) я не нашла ни одного текста о Великой Отечественной. В предисловии сказано, что тематика диктантов охватывает реалии разных регионов Украины и подобранные отрывки имеют выразительный воспитательный потенциал, которые знакомят учеников с историческим прошлым, традициями, деятелями культуры, истории. Я согласна, что девятиклассники должны знать художника А. Мурашко, великого танцовщика Сержа Лифаря, языковеда Агатангела Крымского, писательницу Эмму Андиевскую, творчество Георгия Нарбута, профессора Страсбургского университета Альберта Швейцера. А также тайны Ужгородского замка, а еще о картофеле как заморском продукте; о символике цветов; о том, за что ценят дуб; о чем говорят цвета; о традициях приветствия; о любви; о радуге... 

Но о героях Великой Отечественной они, наверное, по чьей-то воле ничего не должны знать. Как будто это не наша история. 

Когда я была еще школьницей, мама подсунула мне книгу о детях-героях. Помню, как я переживала и даже украдкой тихо плакала, когда читала о подвигах Лени Голикова, Володи Дубинина, Вити Коробкова. А какое неизгладимое впечатление на меня произвела судьба героев-молодогвардейцев: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой! Если сегодня спросить у наших детей, что сделали Александр Матросов, Лиза Чайкина, летчик Гастелло, Зоя Космодемьянская, мне кажется, они не ответят. Их этому теперь не учат. 

В сборнике изложений по украинскому языку для итоговой аттестации в 11 классе за 2007 г. (автор Л.В. Скуративский, Г.Т. Шелехова) тоже не нашла ни единого текста на тему Великой Отечественной войны. В этом году на экзамене по родному языку одиннадцатиклассники всей Украины писали о казаках-характерниках. Не спорю, выпускники должны знать свою далекую историю. Но тех, кто погиб чуть больше полувека назад, по-видимому, помнить уже не надо. О миллионах людских потерь, о героях ВОВ принято вспоминать только в День Победы. Пару фильмов по телевидению, концерт, объявление в транспорте уступить место ветерану... — вот, пожалуй, и все «почести», воздаваемые фронтовикам. 

Я говорила со своей бывшей учительницей истории с 30-летним стажем М.М. Политько (СШ № 298 Киева). Она сказала: «При изучении истории Великая Отечественная война отдельно не рассматривается, а входит в тему «Вторая мировая». К примеру, один учебный урок (45 мин.) отведен теме «Война в 1943 году», где надо раскрыть: Сталинградскую битву и ее последствия; разгром немецких войск на Курской дуге; высадку англо-американских войск в Сицилии; капитуляцию Италии; Тегеранскую конференцию... Ко всему этому приплюсовать сухое, неудачное изложение этой темы в самых популярных учебниках: Ф.Г. Тупченко, «Новітня історія України» (11 кл.), Ю.В. Бураков, «Всесвітня історія — новітні часи» (11 кл.). Теме «Оккупационный режим в Украине» отводится 1-2 урока. Как много можно рассказать за 1,5 часа об этом? А сюда входит разъединение Украины, план «Ост», нацистский «новый порядок», концлагеря, массовые расстрелы, холокост, экономический грабеж Украины, вывоз трудоспособного населения на принудительные работы в Германию, советское подполье и партизанское движение... и т. д. 

На экзамене по истории Украины эта тема есть всего в 4 вопросах, и то второстепенных, а билетов-то 25, и в каждом по 2 вопроса. Могут ли ученики знать о событиях Великой Отечественной, когда в учебниках об этом говорится в одном предложении, да и то перечисляются фамилии командиров, полководцев... Конечно же, большинство из них напишут: «Не знаю». 

А почему не знают писателей русской литературы? Я позвонила своей учительнице по зарубежной литературе В.Б. Строцкой. Она прокомментировала: «Очень мало выделяется часов на изучение русской литературы в школьной программе. В 5 классе отводится на это всего 5 уроков (3 — на творчество А. Пушкина и 2 — Ф. Тютчева). Для сравнения — на изучение английской литературы выделяют 14 уроков. 

В 11 классе ученики знакомятся с творчеством В. Маяковского — всего 2 урока. Потому и неудивительно, что старшеклассники этого поэта причислили к героям Великой Отечественной. Кстати, Отечественная война упоминается только при изучении произведений А. Твардовского». 

Товарищ моего дедушки подарил мне на День Победы книжку Васильева «А зори здесь тихие...» Я читала ее, и слезы катились по щекам. Такие произведения не стоит изымать из программы. Ах, как мне жаль, что много таких книжек остались непрочитанными мною и моими сверстниками! Скоро и их забудут... 

Как-то по радио выступал ветеран, он рассказывал о боевых подвигах, о своих друзьях, которые навсегда остались на кровавых дорогах войны. Но меня поразило то, что этот старый солдат произнес «Великая Отечественная», а потом замялся, вроде испугался, извинился и сказал: «Я не знаю, как теперь называть, — то ли Великая Отечественная, то ли вторая мировая...» 

И мне, поверьте, очень жаль было этого человека, который вышел из той жестокой бойни героем-победителем и не знал, как правильно сегодня назвать то, что было истинной правдой и пребудет вечно. 

Каждый пятый в Украине погиб в годы войны. Общество, которое это забудет, обречено на деградацию. 

Очень хочется, чтобы поднятые вопросы сдвинулись хотя бы чуточку в позитивную сторону. Я сердечно благодарна авторам вышеупомянутых публикаций за их искренность и объективность и за то, что есть еще люди, которым эти вопросы небезразличны.