Общество

  • 2462
  •  / 

О войне – за 45 минут

О войне – за 45 минут
Давно отгремела Великая Отечественная. Я и родители мои появились на свет после войны, но сохранилась в нашей семье память о тех далеких событиях.
Дед мой, Бабиченко Иван Яковлевич, родом из Корсуня-Шевченковского. Это там был создан в 1945 г. Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы (кстати, ни в одном школьном учебнике по истории об этом не упоминается). Экспозиция музея расположена в старинном дворце — памятнике архитектуры XVIII в., построенном в 1789 г. на гранитных островах реки Рось крепостными крупного магната Станислава Понятовского. В конце XVIII в. владельцами дворца стали князья Лопухины. В фондах музея свыше 30 тыс. экспонатов.
В детстве мне приходилось бывать в Корсуне, где могилы моих дедов-прадедов. Я часто посещала музей, ходила и любовалась столь красивым городом над Росью. 

Мой дед прошел военными дорогами Молдавии, Венгрии, Австрии с первого до последнего дня войны, был дважды тяжело ранен. 14 лет назад отошел в вечность. Но и сейчас бабушка бережно хранит священную реликвию — боевые ордена и медали своего мужа.
Дядя бабушки, Александр Кириллович Жабуровский, окончив Киевское артиллерийское училище, девятнадцатилетним лейтенантом погиб под Белой Церковью в первые дни войны. Всю жизнь ждала его старенькая мама Ульяна, да так и не дождалась. А в саду его груша «ивановка», которую он посадил перед самой войной, и сейчас цветет, продолжая дарить нежный аромат забытых воспоминаний. 

А спросите мою бабушку Катерину, что ей пришлось пережить в те трудные годы? «Много чего стерлось из восьмидесятилетней памяти, — говорит она, — а вот страшные годы войны, наверное, не забудутся до смерти... Все горе человеческое начинается с войны. Страшно и сейчас вспоминать, как убегали от немецкой каторги. Мы прятались с подругой в ночном темном лесу — голодные, ободранные, боялись волков, вынуждены были забраться на дерево, я поскользнулась и упала. Потом больше года не могла ходить, была прикована к постели». Она видела, как фашисты расстреливали партизан и как долго висели повешенные, и никому нельзя было подойти, чтобы снять их. Она знает, как сгорело село Полковничье в Киевской обл. (со стариками, женщинами и детьми), подожженное гитлеровцами. Эти люди отдали жизнь за наше с вами будущее, но сегодня почему-то меркнет память об этом... 

Я сама не так давно окончила школу. Мне помнится, что по украинской литературе в 11 классе мы изучали всего одно произведение о Великой Отечественной — «Украина в огне» А. Довженко. С большим трепетом, на одном дыхании прочла я эту киноповесть о высоких человеческих чувствах Василия Кравчины и Олеси Запорожец; о великом и бессмертном народе, пережившем миллионы смертей, множество страданий, унижений, криков и стонов разлук; о жестокости гитлеровского мерзавца, героя виселиц, поджогов и насилий — Людвиге Краузе. На это произведение выделено всего один урок. 

В сборнике диктантов для государственной итоговой аттестации (авторы О.М. Авраменко, Л.П. Шабельникова, 2007 г.) я не нашла ни одного текста о Великой Отечественной. В предисловии сказано, что тематика диктантов охватывает реалии разных регионов Украины и подобранные отрывки имеют выразительный воспитательный потенциал, которые знакомят учеников с историческим прошлым, традициями, деятелями культуры, истории. Я согласна, что девятиклассники должны знать художника А. Мурашко, великого танцовщика Сержа Лифаря, языковеда Агатангела Крымского, писательницу Эмму Андиевскую, творчество Георгия Нарбута, профессора Страсбургского университета Альберта Швейцера. А также тайны Ужгородского замка, а еще о картофеле как заморском продукте; о символике цветов; о том, за что ценят дуб; о чем говорят цвета; о традициях приветствия; о любви; о радуге... 

Но о героях Великой Отечественной они, наверное, по чьей-то воле ничего не должны знать. Как будто это не наша история. 

Когда я была еще школьницей, мама подсунула мне книгу о детях-героях. Помню, как я переживала и даже украдкой тихо плакала, когда читала о подвигах Лени Голикова, Володи Дубинина, Вити Коробкова. А какое неизгладимое впечатление на меня произвела судьба героев-молодогвардейцев: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой! Если сегодня спросить у наших детей, что сделали Александр Матросов, Лиза Чайкина, летчик Гастелло, Зоя Космодемьянская, мне кажется, они не ответят. Их этому теперь не учат. 

В сборнике изложений по украинскому языку для итоговой аттестации в 11 классе за 2007 г. (автор Л.В. Скуративский, Г.Т. Шелехова) тоже не нашла ни единого текста на тему Великой Отечественной войны. В этом году на экзамене по родному языку одиннадцатиклассники всей Украины писали о казаках-характерниках. Не спорю, выпускники должны знать свою далекую историю. Но тех, кто погиб чуть больше полувека назад, по-видимому, помнить уже не надо. О миллионах людских потерь, о героях ВОВ принято вспоминать только в День Победы. Пару фильмов по телевидению, концерт, объявление в транспорте уступить место ветерану... — вот, пожалуй, и все «почести», воздаваемые фронтовикам. 

Я говорила со своей бывшей учительницей истории с 30-летним стажем М.М. Политько (СШ № 298 Киева). Она сказала: «При изучении истории Великая Отечественная война отдельно не рассматривается, а входит в тему «Вторая мировая». К примеру, один учебный урок (45 мин.) отведен теме «Война в 1943 году», где надо раскрыть: Сталинградскую битву и ее последствия; разгром немецких войск на Курской дуге; высадку англо-американских войск в Сицилии; капитуляцию Италии; Тегеранскую конференцию... Ко всему этому приплюсовать сухое, неудачное изложение этой темы в самых популярных учебниках: Ф.Г. Тупченко, «Новітня історія України» (11 кл.), Ю.В. Бураков, «Всесвітня історія — новітні часи» (11 кл.). Теме «Оккупационный режим в Украине» отводится 1-2 урока. Как много можно рассказать за 1,5 часа об этом? А сюда входит разъединение Украины, план «Ост», нацистский «новый порядок», концлагеря, массовые расстрелы, холокост, экономический грабеж Украины, вывоз трудоспособного населения на принудительные работы в Германию, советское подполье и партизанское движение... и т. д. 

На экзамене по истории Украины эта тема есть всего в 4 вопросах, и то второстепенных, а билетов-то 25, и в каждом по 2 вопроса. Могут ли ученики знать о событиях Великой Отечественной, когда в учебниках об этом говорится в одном предложении, да и то перечисляются фамилии командиров, полководцев... Конечно же, большинство из них напишут: «Не знаю». 

А почему не знают писателей русской литературы? Я позвонила своей учительнице по зарубежной литературе В.Б. Строцкой. Она прокомментировала: «Очень мало выделяется часов на изучение русской литературы в школьной программе. В 5 классе отводится на это всего 5 уроков (3 — на творчество А. Пушкина и 2 — Ф. Тютчева). Для сравнения — на изучение английской литературы выделяют 14 уроков. 

В 11 классе ученики знакомятся с творчеством В. Маяковского — всего 2 урока. Потому и неудивительно, что старшеклассники этого поэта причислили к героям Великой Отечественной. Кстати, Отечественная война упоминается только при изучении произведений А. Твардовского». 

Товарищ моего дедушки подарил мне на День Победы книжку Васильева «А зори здесь тихие...» Я читала ее, и слезы катились по щекам. Такие произведения не стоит изымать из программы. Ах, как мне жаль, что много таких книжек остались непрочитанными мною и моими сверстниками! Скоро и их забудут... 

Как-то по радио выступал ветеран, он рассказывал о боевых подвигах, о своих друзьях, которые навсегда остались на кровавых дорогах войны. Но меня поразило то, что этот старый солдат произнес «Великая Отечественная», а потом замялся, вроде испугался, извинился и сказал: «Я не знаю, как теперь называть, — то ли Великая Отечественная, то ли вторая мировая...» 

И мне, поверьте, очень жаль было этого человека, который вышел из той жестокой бойни героем-победителем и не знал, как правильно сегодня назвать то, что было истинной правдой и пребудет вечно. 

Каждый пятый в Украине погиб в годы войны. Общество, которое это забудет, обречено на деградацию. 

Очень хочется, чтобы поднятые вопросы сдвинулись хотя бы чуточку в позитивную сторону. Я сердечно благодарна авторам вышеупомянутых публикаций за их искренность и объективность и за то, что есть еще люди, которым эти вопросы небезразличны.

kristall



Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 3080.49 грн
10 RUB 4.2214 грн
100 USD 2614.8 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи