Модернизированные в Чугуеве самолеты улетели в Беларусь

Говорят, что после распада Советского Союза и дележа его республиками самого ценного, что у этого союза было — армии, из всех молодых государств, кроме России, разумеется, больше всего повезло Беларуси. В то время как прибалты внедряли новые войска — велосипедные, за каждым белорусским кустом, по выражению острых на язык журналистов, прятался танк. Повезло Беларуси, впрочем, не во всем. В составе СССР она была единственной республикой, не имевшей собственной системы подготовки летчиков. И, обретя независимость, вынуждена была с нуля создавать эту систему. Сегодня становление этой системы близко к завершению. Если до сих пор белорусы получали летную практику в России, то теперь страна создала собственный центр подготовки летного состава. Однако, чтобы поставить своих пилотов «на крыло», это крыло нужно было где-то взять. На помощь пришла братская Украина.
В уходящем году в рамках военно-технического сотрудничества между Министерствами обороны Украины и Республики Беларусь был подписан контракт на поставку Украиной Республике Беларусь десяти учебно-тренировочных самолетов Л-39. «Элка», как называют этот самолет уже несколько поколений пилотов, считается одной из лучших машин в своем классе. Разработанный в Чехословакии еще в 1968 году, самолет до сих пор не утратил своей актуальности и составляет основу парка учебно-тренировочных самолетов многих ближневосточных и европейских стран, в число которых теперь попала и Беларусь. Позавчера первые два учебно-тренировочных самолета Л-39, отремонтированных и модернизированных государственным предприятием Министерства обороны Украины «Чугуевский авиационный ремонтный завод», были торжественно переданы белорусской стороне.
В Чугуев на церемонию передачи прилетели оба министра обороны — белорусский и украинский. На фоне лампасов и звезд генерал-полковника Леонида Мальцева «гражданка» его коллеги-министра Анатолия Гриценко смотрелась скромно, зато украинский министерский военно-транспортный самолет явно перещеголял белорусский, наглядно подчеркнув «авиационный» имидж Украины. Перерезав под звуки марша традиционную красную ленточку, министры осмотрели самолеты. Мальцев покупкой, похоже, остался доволен. И немудрено — под золотыми руками чугуевских мастеров видавшие виды «элки» превратились в сияющих хромом и лаком красавцев, как будто только с конвейера. Пилоты сели за штурвалы и под звуки «Прощания славянки» и «Марша авиаторов» самолеты взмыли в воздух. Совершив прощальный круг над Чугуевом, они взяли курс на Беларусь.
В январе чугуевцы планируют закончить и передать белорусам еще три самолета. И это еще далеко не предел, ибо насущная потребность Беларуси в Л-39 составляет более двадцати единиц. Так что, возможно, не за горами новый контракт. А значит — и деньги, и рабочие места для украинцев. Успех же дальнейшего военно-технического сотрудничества между Украиной и Беларусью, по словам Анатолия Гриценко, напрямую будет зависеть от бюджета Министерства обороны Украины на будущий год. Если он будет в ожидаемом размере — 8,9 миллиарда гривен, то можно будет говорить и о модернизации Украиной для Беларуси боевых самолетов МиГ-29.
Будут сотрудничать украинские и белорусские военные и в других областях — обмениваться кадрами и экспертами, принимать участие в совместных и международных военных учениях. Обсудив эти и другие вопросы в ходе состоявшихся переговоров, министры пришли к полному единодушию во взглядах на проблему региональной безопасности и заявили о намерении и в дальнейшем строить взаимоотношения оборонных ведомств двух стран на двусторонней взаимовыгодной основе.
Осмотрели министры и цеха ЧАРЗ, где модернизируются очередные самолеты. Три из них чугуевцы отправят белорусам уже в январе следующего года. А пока, пользуясь случаем, показали гостям свои новые разработки — беспилотный летательный аппарат «Стрепет» и уникальный программно-аппаратный комплекс «Тест Л-39»,
предназначенный, как следует из названия, для тестовых испытаний той же «элки». Показали, разумеется, в надежде продать. Ведь теперь для белорусов это вещь в хозяйстве весьма нужная, точно так же, как домкрат — для «Жигулей».