Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться к органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Статья 40 Конституции Украины.

Обращение — изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы. 

Как правильно оформить обращение 
В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, местожительство гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, присланным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган, учреждение лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены соответственно действующему законодательству. Обращение может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное). Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. 

Процесс рассмотрения обращений граждан 
Помните, что обращение, оформленное без соблюдения требований, указанных в статье 5 Закона Украины «Об обращении граждан», возвращается заявителю с соответствующим разъяснениями не позднее чем через 10 дней со дня его поступления. Если вопросы, затронутые в полученном обращении, не относятся к полномочиям органов государственной налоговой службы, это обращение в срок не более 5 дней пересылается за принадлежностью соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается автору обращения. Если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок (то есть не более 5 дней) возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями. 

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица, руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, объединений граждан, к полномочиям которых относится рассмотрение заявлений (ходатайств), обязаны объективно и своевременно рассматривать их, проверять изложенные в них факты, принимать решение соответственно действующему законодательству и обеспечивать их выполнение, сообщать гражданам о следствиях рассмотрения заявлений (ходатайств). 

Заявления (ходатайства), жалобы Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются в первую очередь руководителями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций лично. 

Ответы по результатам рассмотрения заявлений (ходатайств) в обязательном порядке даются тем органом, который получил эти заявления и к компетенции которого относится решение затронутых в заявлениях (ходатайствах) вопросов, за подписью руководителя или лица, которое выполняет его обязательства. Решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении (ходатайстве), доводится до ведома гражданина в письменной форме с ссылкой на закон и изложением мотивов отказа, а также с разъяснением порядка принятого решения.