Культура

  • 716
  •  / 

Юрий Андрухович сыграл на харьковской сцене самого себя

Юрий Андрухович сыграл на харьковской сцене самого себя
В Харькове прошел спектакль «Альберт, или Высшая форма казни» по одноименному рассказу украинского поэта и писателя Юрия Андруховича.
В центре сюжета — события 1641 года, история жизни и смерти преступника Альберта Вироземского, который кровью написал присягу нечистой силе.

— Я не придумывал это имя: фигура Альберта Вироземского реально существовала в ХVII веке, а ключевым моментом истории стало то, что его при всем народе сожгли на площади во Львове. В те времена существовало несколько форм казни, но к сожжению прибегали в исключительных случаях — такой конец нужно было серьезно «заслужить». В исторических судебных хрониках зафиксировано, что Альберта Вироземского сожгли за позорнейший поступок в истории города. Мне довелось прочитать об этом в нескольких источниках — и у современных историков, и историков ХIХ века. Информации было мало, но для меня, как для автора, это и неплохо — я имел возможность развивать собственную фантазию. Ключевым моментом стал не только акт  сожжения, но и то, что приговоренный к смертной казни, заточенный в подземелье одного из монастырей, начал искать выход из ситуации. Он решил, что невозможного не существует, и если заключить договор с нечистым, тот его спасет. В дальнейшем начинаются его отношения с дьяволом, который приходит к Альберту в подземелье.

Текст присяги написал кровью


При  желании харьковчане могут услышать мистическую историю непосредственно на месте событий во Львове, став участниками специфической экскурсии «Подземелья средневекового Львова». Юрий Андрухович уверяет: топовым объектом экскурсии является карцер Бернардинского монастыря, где якобы находился Альберт Вироземский. Туристам даже покажут текст присяги, которую узник написал на стене собственной кровью.

— Из-за этого Альберта и сожгли: прежде его обвиняли в более легких преступлениях и уже приговорили к казни, но кто-то из надсмотрщиков увидел на стене надпись, поэтому высшей кары было не избежать. По большому счету, человек не заслуживал такой страшной казни, — считает писатель.

«Альберт» стал особым синтезом искусства


Идея создать из колоритного рассказа спектакль принадлежит режиссеру Ольге Михайлюк.

— Мы начали работать над постановкой около четырех лет назад, — рассказывает Юрий Андрухович. — Предложение Ольги Михайлюк поэкспериментировать с моим текстом не было совсем уж неожиданным. Мы с Олей занимались разными проектами, и я был готов к тому, что «Альберт» тоже может стать чем-то необычным. Но мне было не до конца понятно, как можно сыграть прозу. Поэтому когда мы встретились, я был несколько растерян и все, что мог сделать на первой встрече, так это просто прочитать рассказ вслух. Ничего другого не придумал. Однако, в отличие от меня, у Ольги Михайлюк уже было собственное видение спектакля. «Альберт» стал особым синтезом искусства, в котором произошло открытие потайных возможностей текста, о которых до создания спектакля не догадывался даже я, автор.

В спектакле звучит мистический контрабас


Видение режиссера было очень непростым: Ольга задумала собрать в проекте талантливых и самостоятельных в своем творчестве личностей, но очень разных. В спектакле участвуют Юрий Андрухович, певица Ульяна Горбачевская и контрабасист Марк Токарь. Кроме того, действо на сцене сопровождает видеопроекция,которая рождается прямо на глазах у зрителя черно-белой графики киевлянина Анатолия Белова.

— У меня появилось ощущение, что на сцене могут быть три человека, что текст может гармонично соединиться с музыкой, — делится режиссер спектакля Ольга Михайлюк. — Я чувствовала, что Юрий Андрухович, Ульяна Горбачевская и Марк Токарь найдут это взаимодействие, и из этого выйдет что-то чрезвычайно красивое и мощное. На первой встрече, на которой был и художник Анатолий Белов, мы не ставили задачу обязательно достичь результата: мы собрались, чтобы продемонстрировать друг другу, как мы это ощущаем и видим. В спектакле много измерений одного текста, который вдохновляет на визуальные и музыкальные образы. После первой репетиции стало ясно, что мы можем работать над этим произведением вместе. В спектакле много импровизаций — каждый показ не похож на другой. Главное в тексте — не то, какой Альберт негодяй, а то, насколько сильно он хочет жить, что готов призвать на помощь даже дьявола. Новые акценты рождаются постоянно.

Юрий Андрухович играет в спектакле практически самого себя — рассказчика истории.

— Я никогда не учился на актера и представлял себя на театральной сцене только в детстве, — признается Юрий Андрухович. — Но если не получается что-то вытянуть в спектакле актерски, у меня, как у автора, есть некоторое преимущество — мне многое прощается. Я слишком ленив, чтобы учить наизусть огромные массивы текста. В спектакле я читаю наизусть стихи, в некоторых моментах импровизирую, но как автор имею право читать текст, и с режиссерской точки зрения это оправданно.


Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.2359 грн
100 USD 2806.29 грн
100 EUR 3299.91 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи