Потомки известных харьковчан, архитекторы, скульпторы, историки, художники, дизайнеры, фотохудожники подписали обращение к министру культуры Украины Евгению Нищуку с просьбой остановить установку монумента на площади Свободы.

Архитектурный ансамбль на площади — визитная карточка нашего города, считают авторы обращения, и любое архитектурное вмешательство станет вандализмом.

Напомним, памятный знак, который предполагается установить на площади, представляет собой композицию, в центре которой на 86-метровой вертикальной колонне стоит ангел с православным крестом, внизу — четыре фигуры. Первая — скиф из Северного Причерноморья Анахарсис, жившего в VI веке до н.э., которого почитали древнегреческие мыслители. Вторая — князь Игорь, который организовал поход против половцев в 1185 году, и первым городом, которого достиг князь, возвращаясь из плена, был Донец (его руины находятся в пределах Харькова). Третья фигура — Семен Климовский, выдающийся украинский поэт и философ, который считается предшественником Григория Сковороды. Четвертая фигура — поэт-романтик Михаил Петренко, студент Харьковского университета, который написал песню «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю».

— История говорит о том, что в Харькове с самого начала строительства площади хотели поставить вертикаль в ее круглой части. Именно так и возникла идея работы, которой была присуждена первая премия по итогам блиц-конкурса. Это памятный знак харьковской истории, памятный знак нашему краю, — говорит главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий.

Свободу — площади Свободы


Пока активисты оспаривают проведение блиц-конкурса в суде, потомки известных харьковчан и деятели культуры подписали обращение к министру культуры Украины Евгению Нищуку, в котором речь идет не о законности конкурса и не о художественной ценности будущего памятника. Министра просят остановить установку любого скульптурного объекта на площади Свободы. Письмо подписали потомки известных харьковчан Леонид Бокариус, Ольга Багалий, Елена Рофе-Бекетова, писатель Сергей Жадан, художники Гамлет Зиньковский, Павел Маков, Роман Минин, фотохудожники Владимир Оглоблин и Владимир Бысов, архитекторы Олег Дроздов, Владимир Новгородов, Вадим Воскресенский, дизайнер Сергей Петров, историк архитектуры Максим Розенфельд. В письме, в частности, говорится: «Мы выносим за скобки художественную ценность работы-победителя и соответствие ее религиозного и исторического содержания конструктивистскому архитектурному ансамблю площади; обсуждение юридической стороны проведения блиц-конкурса; наконец, моральной стороны расходов на строительство «памятного знака» на фоне количества и глубины нерешенных вопросов Харькова. Мы просим помочь остановить действия, происходящие сейчас вокруг площади Свободы в нашем любимом городе».

Попытки нарушить архитектурный ансамбль недопустимы


Главная суть письма министру — просьба остановить попытки создания дополнительных архитектурных объектов на площади Свободы — самодостаточной с точки зрения исторической и архитектурной ценности, говорит инициатор написания письма правнучка архитектора Алексея Бекетова и праправнучка академика Николая Бекетова Елена Рофе-Бекетова.

— Мы не обсуждаем победивший в конкурсе проект, но предлагаем задуматься, нужен ли памятник на площади, — говорит Елена Рофе-Бекетова. — Как правило, стелы и памятные знаки устанавливаются в связи с какими-то большими событиями. На текущий момент в Харькове не произошло ничего значимого, достойного быть увековеченным. Попытки нарушить уникальный архитектурный ансамбль площади просто недопустимы. Мы не имеем права решать, что делать с архитектурным комплексом на площади Свободы. Площадь является национальным и европейским достоянием, и этот вопрос должен обсуждаться на международном уровне.

— Совсем недавно площадь была избавлена от предыдущего идеологически заангажированного символа, и буквально через год снова ставить на этом месте такой же символ мне кажется очень неправильным, — считает правнучка академика Дмитрия Багалея Ольга Багалей.

Площадь по-прежнему играет центральную роль


По словам архитектора Олега Дроздова, с момента проектирования площади Свободы в 1920-1930-х годах, когда она планировалась как новый центр города, ее функции кардинально изменились. Тем не менее и в нынешней географии Харькова она по-прежнему играет центральную роль.

— Архитектурные памятники на площади Свободы — самая яркая часть харьковской истории, и очень важно понимать, что каждый из них должен быть серьезно продуманным в очень точно созданном комплексе, — считает Олег Дроздов. — Главным должен быть мотив «Семь раз отмерь и один раз отрежь». Важен широкий диалог с горожанами, нужны научные исследования и понимание городской стратегии — какой город мы хотим иметь, какие ценности он несет.

С этого памятника начнется другой город


По мнению известного фотохудожника, автора десяти фотоальбомов и более двадцати выставок о Харькове и его истории Владимира Бысова, проект на площади нужен, чтобы отвлечь внимание харьковчан от нерешенных городских проблем — от нечищеных тротуаров, по которым невозможно передвигаться, от изуродованного здания Госпрома, который после реконструкции утратил уникальность и больше не является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

— Любой памятник на площади будет означать для меня могильный знак под которым скроется умный, интеллигентный Харьков. И если город это допустит, я буду понимать, что прав. С этого памятника начнется другой город — не мой, — говорит Владимир Бысов.

Зачем приделывать руки Венере Милосской


— Оценивать качество предложенных на конкурс проектов мне кажется недопустимым, поскольку недопустим сам факт вмешательства в ансамбль и площади, и Госпрома, — уверен дизайнер, историк архитектуры Максим Розенфельд. — У этой проблемы есть несколько уровней, и каждый из них — очень хороший повод для манипуляций и дебатов. Например, по поводу того, что Госпром — памятник международного значения, который имеет статус не только за пределами региона и страны. Юридически этого нет. Нет бумажки от ЮНЕСКО, в которой бы говорилось, что Госпром — памятник всемирного значения. Таких бумажек нет ни у Моны Лизы, ни у Венеры Милосской, но всем понятно, что это шедевры. Представьте себе конкурс на проект реконструкции Венеры Милосской. Какую реакцию это вызовет? Не трогайте руками. То же и с площадью Свободы. Вмешательство станет актом вандализма, порчей объекта всемирного наследия. Это сформировавшийся ансамбль, памятник новаторству, духу первооткрывательства, смелости, мечты. Строительство Госпрома стало катализатором для очень многих проектов, супершколой и университетом специалистов. Госпром и весь окружающий его ансамбль — это памятник самому себе, и ничего добавить туда нельзя. Это огромная история, и к ней нужно не то что относиться уважительно — к ней нельзя прикасаться руками.

Придется обращаться в международные организации


Инициаторы письма министру сомневаются, что это принесет положительный результат.

— Честно говоря, я не уверена, что Министерство культуры поможет. Есть опыт предыдущих конфликтных застроек, когда не помогли никакие обращения. Думаю, массовые акции неизбежны, — говорит Ольга Багалей.

Елена Рофе-Бекетова не исключает, что после первого логичного шага — обращения в Минкульт — письма в защиту целостности архитектурного ансамбля, которые подпишут тысячи харьковчан, нужно будет направить и президенту, и премьер-министру, и в Верховную Раду. Возможно, придется обращаться в международные организации.
Мэр ответил на петицию
Городской голова Геннадий Кернес ответил на электронную петицию харьковчан, которые выступили против памятного знака на площади Свободы.

«На сегодня, как стало известно из средств массовой информации, решение жюри открытого архитектурного блиц-конкурса на эскиз-идею памятного знака на площади Свободы в Харькове обжаловано в суде. Учитывая вышеизложенное, принятие дальнейшего решения по установке памятного знака на площади Свободы в Харькове будет осуществляться с учетом результатов рассмотрения дела в суде», — говорится в ответе мэра.

Заседание суда назначено на 13 февраля.