Послезавтра католики отпразднуют рождество
В ночь с 24 на 25 декабря католики мира, большинство протестантских и других христианских конфессий отпразднуют Рождество.Рождество отмечают церкви, придерживающиеся грегорианского календаря. Это католики, лютеране, англикане, протестанты, часть методистов, баптистов, пятидесятников и православных. Переход православных Поместных Церквей, кроме Русской, Иерусалимской и Сербской, на грегорианский календарь состоялся в 1920 году. А вот в Украине и в России Рождество встречают на тринадцать дней позже — седьмого января.
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Это один из важнейших христианских и государственных праздников в более чем ста странах мира. В XIII веке, во времена
святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках — изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Смысл праздника, отмечал покойный папа Иоанн Павел II, теряется в погоне за рождественскими подарками, в преобладании в обществе потребительского отношения к Рождеству. Поэтому папа призывал отмечать Рождество, обмениваясь скромными дарами и занимаясь благотворительностью.
В Харькове торжественная рождественская Литургия начнется в субботу 24 декабря в 20.00 в римско-католическом кафедральном приходе Успения Приснодевы Марии (ул. Гоголя, 4). В воскресенье, 25 декабря, светлое Рождество Господне будет отмечаться там же Святыми Литургиями: в 9.00 — на польском, в 12.00 — на русском и в 18.30 —
на украинском языках.
Праздник Ханука
В понедельник 26 декабря евреи отмечают праздник Ханука
Праздник Ханука (Освящение) не является «еврейским рождеством». Он установлен в честь победы еврейских воинов во главе с братьями Маккавеями над греко-сирийскими
захватчиками в 165 году до н.э.
Когда к власти в 175 году до н.э. пришел Антиох Епифан, эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Царь Антиох запретил все проявления религиозной жизни евреев: Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением. Антиох дал свое имя городу Иерусалиму. Повсюду были установлены идолы, царь требовал поклонения языческим богам. Когда по приказу Антиоха был осквернен Иерусалимский Храм (завоеватели затащили туда огромную статую Зевса, храмовые сокровища были конфискованы и сам Храм разграблен), евреи под руководством Маккавеев — отца и его сыновей — подняли в Иудее восстание.
По сравнению с войском Антиоха повстанческая армия была малочисленна и плохо вооружена. Иегуда Маккавей, командовавший ею, избегал из-за этого открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды
греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
Иерусалимский Храм был быстро восстановлен, однако для того, чтобы освятить его, требовалось зажечь огромный храмовый светильник — менору (сто килограммов чеканного золота). Огонь в меноре должен был гореть постоянно — изо дня в день, из месяца в месяц. Однако специального масла не оказалось: его запасы были уничтожены греками, а приготовление нового было достаточно длительным процессом. По счастливой случайности в храме нашли только небольшой кувшинчик драгоценного масла. Его налили в менору. И тут произошло чудо: одного кувшинчика масла хватило, чтобы менора горела все восемь дней, требуемые для приготовления новой порции масла. Так был освящен Храм. На иврите освящение звучит как «ханука». В честь этого события и был установлен восьмидневный праздник.
В каждый из восьми вечеров праздника зажигается специальный подсвечник на девять свечей — Ханукия. Восемь свечей — ханукальные, а девятая — вспомогательная (от нее зажигают печь и другой необходимый в быту огонь). Ханукию принято переносить к окну, чтобы ее свет был виден далеко на улице. Детям в этот праздник дарят деньги, часть которых они обязаны отдать нуждающимся.