Среди нидерландских бюргеров было дурным тоном украшать дом меньше чем сорока произведениями искусства.

При этом горожане заботились не только о нужном количестве, но и о качестве. Они были дотошными покупателями, и голландские художники настолько тщательно выписывали свои работы, что уникальные произведения не перестают изумлять потомков.

В Харьковском художественном музее открылась выставка рисунков и акварелей XVII–XIX веков «Три столетия голландской оригинальной графики».

— Экспозиция создана из коллекции Харьковского художественного музея. Все представленные рисунки — не тиражная техника, а оригинальная графика, к которой прикасалась рука художника, и она существует в единственном варианте, — рассказывает куратор выставки, заведующая отделом зарубежного искусства ХХМ Марина Филатова. — Выставка дает возможность прикоснуться к трехсотлетней истории голландского искусства. На ней представлены 32 работы из нашей коллекции, которая насчитывает 80 работ голландской оригинальной графики.

Художники знали, на чем заработать


Коллекция музея так богата, что организаторам выставки удалось представить работы 32 голландских авторов. В частности, рисунки голландских мастеров XIX века отличаются таким большим тематическим разнообразием, что собрание их произведений в нашем музее является одним из самых значительных в Украине.

— Иногда неискушенные в изобразительном искусстве люди полагают, что фламандские и голландские художники — это одно и то же. На самом деле их живопись  абсолютно разная — это продиктовано историей и условиями жизни, а художники чувствовали конъюнктуру рынка и знали, на чем можно заработать. После войны с Испанией  на фоне религиозных разногласий образовались два государства — Голландия и Фландрия, — рассказывает Марина Филатова. — Католическая Фландрия осталась под покровительством Испании, и католицизм плюс обилие богатых заказчиков-аристократов позволяли фламандским художникам создавать крупные красочные полотна с парадными портретами родовой аристократии, колоритными аллегориями, мифологическими персонажами, натюрмортами с аппетитными лангустами, винами, экзотическими фруктами. А вот тогдашней Голландии — демократической протестантской республике — роскошь была не нужна, поэтому голландские художники создавали очень сдержанные и маленькие работы, которые бюргеры покупали для украшения своих домов.

Для голландцев праздником была сама жизнь


На выставке представлены в основном графические пейзажи.

— В отличие от фламандских художников, голландцы не искали нарядных праздничных мотивов, — говорит специалист. — XVII век называют золотым веком голландского искусства. В целом этот период — расцвет пейзажного жанра. Основная особенность работ — правдивое изображение природы, которая очаровывает незамысловатостью и простотой: красота для голландских художников была в обычной жизни. Проста и сама техника, тщательно продуманная авторами: чтобы передать природу Голландии, ее неяркое освещение и влажный воздух, во всех произведениях мастеров незримо присутствует окно. В голландском искусстве окно — особая философия: Голландия — страна с пасмурным климатом, и здесь ценили каждый лучик света. Авторы использовали и эффект рамки: пейзажи голландцев похожи на вид из окна — в них всегда много неба и мало земли. Меня удивляет тщательность, с которой они работали: голландские мастера настолько досконально выписывали каждую мелочь. У них было то, чего нам сейчас не хватает: они умели радоваться, находить теплоту жизни в самых тривиальных, казалось бы, вещах. Для них праздником была сама жизнь.

Великолепный художник стыдился продавать свои работы


Единственная яркая работа на выставке — натюрморт с роскошными цветами.

— Это потрясающая работа, — считает Марина Филатова. — Голландские мастера писали цветы с ботанической точностью, при этом нельзя забывать, что каждый предмет в натюрморте имеет особое значение, который сейчас для большинства из нас утерян. Для нас роза на натюрморте — только цветок, кувшин — всего лишь кувшин, а художники выстраивали в натюрмортах картину мира.

Тщательно выписанные реалистичные работы пользовались у бюргеров спросом. Голландские лавки были переполнены произведениями искусства, а публика была очень привередлива. Покупатели были дотошными и требовали, чтобы все выглядело как настоящее — во всяком случае в натюрмортах.

— Произведения искусства выполняли две функции, — говорит Марина Филатова. — У нидерландских бюргеров был негласный кодекс: они непременно украшали стены своих домов, причем не комильфо было иметь меньше сорока картин в доме. Кроме того, произведения искусства нередко использовали в качестве рекламы. В Голландии всегда была развита торговля саженцами и луковицами тюльпанов, и изображения цветов были рекламой для людей, которые занимались этим бизнесом.

Самые ранние работы из музейного собрания, по словам искусствоведа, принадлежат выдающимся художникам, которые определили основной путь развития реалистического пейзажа XVII века, — Яну ван Гойену и Питеру Молейну.

— Один из родоначальников реалистического пейзажа Ян ван Гойен очень преуспел в искусстве, — рассказывает Марина Филатова. — Трудоспособность у него была уникальная — после него остались 1260 живописных работ и 800 рисунков. Он писал с невероятной скоростью, но почему-то считал, что зарабатывать на своем творчестве стыдно, поэтому продавал картины других художников, луковицы тюльпанов, занимался недвижимостью, но, к сожалению, прогорел в бизнесе и влез в страшные долги, и все его имущество, в том числе и работы (а в те времена они стоили очень дешево), ушли на их оплату.

Выставка будет работать около двух месяцев. Графику нельзя долго экспонировать — она чувствительна к свету, поэтому тщательно хранится в фондах музея в закрытых папках.