Ежедневно редакция «Вечернего Харькова» получает звонки и письма харьковчан, которые просят о помощи, комментируют те иные городские события, делятся своими радостями и, конечно же, проблемами.

Немало жалоб приходит в адрес коммунальщиков. Мы собрали основные претензии наших читателей и попытались получить ответы от соответствующих служб.

Владельцы квартир, в которых никто не проживает, получают двойные счета за вывоз мусора. Им выставили 23,08 грн. в месяц, тогда как зарегистрированные жильцы платят 11,54 грн. в месяц за человека.

Как объяснили в КП «КВБО», двойное начисление делается по «нулевым» квартирам с 1 сентября прошлого года исключительно из соображений справедливости — на основании многочисленных обращений жильцов, которые исправно оплачивают вывоз ТБО, тогда как хозяевам соседних квартир, сдающим жилплощадь в аренду, услуга обходится даром, поскольку там никто не зарегистрирован.

— Мы приняли такое решение, потому что на самом деле пустующих квартир просто нет. Они все сданы в аренду, и там живет минимум два-три человека, которые тоже производят мусор, — уверен директор КП «КВБО» Фазиль Аббасов, уточнив, что еще до принятия решения сотрудники проводили выборочный мониторинг, узнавая о квартирантах. — За два года количество «нулевых» квартир увеличилось с 41 тысячи до 54 тысяч. И это жилье сдается в аренду.

По словам директора КП, предприятие действует на основании Закона Украины «Об отходах» и в соответствии с внутренним приказом. Согласно приказу, двойное начисление будет отменено, если хозяева квартир, в которых никто не прописан, письменно (или по электронной почте) обратятся в КВБО, подтвердив, что жилье действительно пустует.

— Человек должен показать, что ему не оказывают другие коммунальные услуги, либо же подать сведения, что там проживает, допустим, один человек. Тогда мы делаем перерасчет, — поясняет Фазиль Аббасов. — За три месяца поступило порядка 50 заявлений, по 15 произведен перерасчет.

Между тем доказать, что квартира пустует, на практике оказалось не так-то просто.

— Попыталась взять справку из облэнерго о том, что счетчик не крутится. Однако в облэнерго сказали, что для этого необходимо вызвать мастера, который проверит счетчик, и стоит услуга 267 грн. И вообще, справку такую дадут только по официальному запросу КВБО, — рассказывает харьковчанка Анна. — Интересно, а если хозяин квартиры на год отправился за границу либо в другой город, и не может доказать, что в квартире никто не проживает?

Юрист, эксперт по вопросам ЖКХ Евгений Лисичкин говорит, что действия руководства КП «КВБО», которое выставляет двойные тарифы владельцам пустующих квартир, незаконны, и их можно оспорить в суде.

— Во-первых, никто не видел результатов мониторинга «нулевых» квартир, на который ссылаются в КВБО. А поскольку документ не опубликован — доверять ему нельзя. Утверждения руководства КВБО, что в «нулевых» квартирах живут по 2–3 квартиранта, вообще не выдерживает никакой критики, — считает Евгений Лисичкин. — Во-вторых, введение двойного начисления за вывоз мусора для квартир, в которых никто не зарегистрирован, противоречит законодательству. Я не знаю, где они в законе «Об отходах» нашли такую норму? А внутреннее распоряжение законной силы не имеет. То есть КП фактически монопольно установило такую норму. К тому же его тоже никто не видел. Из инсайдерских источников известно, что был соответствующий приказ по предприятию от 28 сентября 2016 года №302. Но двойные счета хозяевам «нулевых» квартир стали выставлять с 1 сентября. Причем некоторые жалуются, что даже не двойные, а четверные — по 46,16 гривен.

Возмущает юриста и то, что коммунальщики вынуждают жильцов доказывать, что «нулевка» действительно пустует.

— Вместо того чтобы позаботиться о получении соответствующего подтверждения, прежде чем делать двойные начисления, коммунальщики переложили обязанность на плечи потребителя. Это нонсенс, — негодует Евгений Лисичкин. — В такой ситуации я бы посоветовал жильцам не выполнять незаконные требования КВБО, а прямиком отправляться в суд. Отстаивать свои права и требовать, чтобы плата за «нулевку» не начислялась и был сделан перерасчет, причем не с момента принятия судом положительного решения, а с 1 сентября 2016 года.

«Сам черт ногу сломит»


Кстати, похожая ситуация и с потребителями голубого топлива, которые отказываются платить за газ по показаниям домового счетчика, справедливо полагая, что прибор учета должен быть индивидуальным. Руководствуясь Кодексом газораспределительных систем, газовщики выставляют им оплату по двойной норме потребления топлива.

Как сообщили в ПАО «Харьковгаз», согласно утвержденному государственным регулятором Кодексу газораспределительных систем, при отказе потребителя от установки счетчика газа за счет газовой компании ее специалисты обязаны составить акт о нарушении.

— После этого потребитель переводится на граничные нормы потребления топлива (прописанные в Кодексе газораспределительных систем): вместо 4 кубометров 9,8 кубометра на человека в месяц при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения и 18,3 кубометра (вместо 7,1) — при отсутствии горячей воды, — пояснили в ПАО «Харьковгаз». — Таким образом, после применения граничных норм размер ежемесячного платежа за газ для жильцов квартиры с газовой плитой и горячей водой возрастет с 30 до 67 грн. за человека. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения — с 49 до 126 грн.

Наши читатели жаловались и на неразбериху с нормами потребления газа: они то понижались, то снова повышались. В результате газовщики выставили потребителям долги за газ, потребленный в период с мая 2015 по февраль 2016 года. И несмотря на то, что Нацкомиссия своим письмом от 26 апреля 2016 года призвала поставщиков природного газа воздержаться от незаконных действий — отдельной графой в квитанциях они все равно фигурировали. Кто-то из потребителей не платил лишнее, дожидаясь, когда в спорной ситуации будет поставлена точка. Но есть немало добросовестных харьковчан, которые все же гасили насчитанный газовщиками сомнительный долг.

— И попробуй теперь разобраться, за что я заплатил, не доплатил, переплатил — да тут сам черт ногу сломит, — разводит руками харьковчанин Анатолий.

«Сколько я переплачиваю за неоказанные услуги?»


С квартплатой — тоже отдельная история. КП «Жилкомсервис» включает в нее 12 обязательных услуг, которые должны оказывать коммунальщики: уборка придомовой территории, техническое обслуживание лифтов, систем диспетчеризации, внутренних сетей — водопровода, канализации, ливневок, тепловых сетей, систем горячего водоснабжения, обслуживание дымовых и вентиляционных каналов, техобслуживание и ремонт сетей электроснабжения и электрооборудования, освещение мест общего пользования, энергообеспечение лифтов. Причем в структуре тарифа наибольшую долю занимают уборка территории и обслуживание лифтов.

— На деле — лампочки вкручиваем за свои деньги, газоны стрижет сосед, которому мы платим в складчину, хотя это входит в уборку территории, лифт работает с перебоями... Работники жэков разве что улицы подметают, — говорит харьковчанин Богдан. — Возникает вопрос: сколько каждый месяц я переплачиваю за неоказанные услуги?

А по мнению эксперта по ЖКХ Михаила Гаевского, в Украине придомовых территорий вообще не существует, поскольку их рамки не очерчены ни в каких документах.

— Получается, дворники убирают муниципальную территорию. Так почему оплачивать их работу должны жильцы? — недоумевает он.

— Насколько мне известно, далеко не все харьковчане вносят квартплату, поскольку не желают отдавать деньги за услуги, которые на самом деле не оказываются. «Жилкомсервис» подает на них в суд. Люди, в свою очередь, подают встречные иски, опираясь на то, что у «Жилкомсервиса» с жильцами нет индивидуальных договоров — только публичный, который недовольные пытаются оспорить. Очень много судебных споров и по поводу того, что «Жилкомсервис» не может предоставить акт выполненных работ, что фактически было сделано, — говорит Евгений Лисичкин. — Однако судебные тяжбы длятся годами.