В первый день весны в Харькове стартовал пятидневный фестиваль Impreza — проект, в котором элитную классическую музыку смело замиксовали с электроакустической музыкой, живописью, танцами, песочной анимацией.

Организатор проекта — Харьковская филармония при участии Харьковского университета искусств.

— Impreza был задуман как фестиваль, который представляет самые невероятные сочетания стилей, — рассказывает директор Харьковской филармонии Юрий Янко. — Слово «импреза» многозначное: в разных языках оно переводится и как «вечеринка», и как «принятие», и как биеннале, тусовка и даже пирушка. Основная идея фестиваля — объединить разные категории слушателей, нацеленных на определенный репертуар. Они даже не подозревают о новых впечатлениях и открытиях, которые их ждут на концертах.

— Классическая музыка — рафинированная и элитная, поэтому формат концертов рождался в горячих спорах, — делится автор идеи, куратор и ведущая проекта, кандидат искусствоведения, доцент ХНУИ имени И.П. Котляревского Юлия Николаевская. — Идеи совмещения музыки с разными стилями и направлениями искусства были настолько разными и их было так много, что значительную часть мы оставили для следующих акций. Два отделения в каждом концерте абсолютно контрастны, но через противоположное мы часто познаем единое. В этом одна из задач фестиваля — привлечь внимание к современной, академической, электронной музыке и «запараллелить» ее с тем, что знакомо и любимо.

1 марта на открытии фестиваля состоялась премьера «Лунного Пьеро» Арнольда Шенберга. Это очень сложное произведение, говорит Юлия Николаевская, тем не менее инструментальный ансамбль харьковских музыкантов исполнил сложнейшую партитуру. Чрезвычайно сложную вокальную партию редко кто берется петь, особенно в Украине, поэтому солистка Яна Каушнян работала над произведением несколько месяцев, в том числе в сотрудничестве с немецкими коллегами. Во втором отделении прозвучала харьковская премьера «Посвящение Пьяццолле» Ролана Дьенса для двух гитар и камерного оркестра, а также захватывающее «Болеро» Равеля в исполнении симфонического оркестра харьковской филармонии.

— 2 марта — невероятный день, — уверяет Юлия Николаевская. — Первая часть концерта — опера Николая Лысенко «Зима и весна» в исполнении учащихся харьковских школ эстетического воспитания. Декорацию концерта прямо на глазах зрителей будет создавать художник песочной анимации София Боровская. В детской опере много новых звучаний, а фольклорные элементы перекликаются со знаменитой Carmina Burana Карла Орфа — кантаты, которую блистательно исполняют Академический хор имени Палкина харьковской филармонии и симфонический оркестр. Формат фестиваля поддерживает и выставка детских картин в фойе филармонии, которые создали юные художники из Харьковского специального учебно-воспитательного комплекса имени В. Г. Короленко.

3 марта на фестиваль приедет звезда украинской электро-акустической музыки Алла Загайкевич, известная не только киномузыкой (она — автор музыкального решения фильмов «Мамай», «Поводырь», «Жива ватра»), но и участием в проектах и фестивалях современной музыки во Франции, Швеции, Японии, Китае, США и других странах. К слову, слушатели смогут пообщаться с Аллой Загайкевич в формате «Чай с композитором» за час до концерта. Поскольку «импреза» — многозначное понятие, формат «вечеринки» должен быть выдержан. Вторая новость дня — презентация харьковского ансамбля современной музыки. Прозвучат камерная симфония «Примирение: Размышления над Стравинским» Ричарда Кемерона-Вульфа и «Камерный концерт для 13 инструментов» Дьердя Лигети.

— 4 марта запланировано выступление органиста из Франции Бернара Струбера. Он  невероятный, — интригует Юлия Николаевская. — В программе — Бах, Стравинский, Мессиан, импровизации. Это единственный концерт, когда будет представлен один исполнитель, но программа составлена контрастно и свежо. К тому же слушателям наверняка понравится его свободный формат общения с залом.

5 марта — в финальный день фестиваля — харьковчанам обещают погружение в музыку Оливье Мессиана: произведения «Образы слова «Аминь» для двух роялей и  «Ярави» для голоса и фортепиано в исполнении лауреатов международных конкурсов киевлянки Оксаны Рынденко, а также харьковчанок Ирины Денисенко и Натальи Поликарповой. На закуску организаторы предлагают интересное прочтение «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина — Жоржа Бизе. Испанскую тему поддержат студия фламенко Анны Боровской и горячая испанка Наталья Меириньо.