Бытует мнение, что все женщины немножечко ведьмы. Накануне 8 Марта мы решили поинтересоваться у эксперта, водились ли ведьмы и на Слобожанщине.

Ведь нечисть активизируется в большие праздники, и не исключено, что ведьмы захотят себя проявить и в светлый женский день.

— Слово «ведьма» происходит от слова «ведать». А поскольку женщины издревле были ближе к природе, умели лечить и творить чудеса, они и были ведуньями. Однако не все получали знания и силу из чистых источников. Мне еще не встречалось ни одно село, в том числе и в Харьковской области, где на вопрос: «Рассказывал ли вам кто-нибудь о местных ведьмах?» или «Есть ли у вас в селе ведьмы?», не отвечали бы утвердительно, — уверяет этнолог, фольклорист с сорокалетним стажем, кандидат филологических наук Михаил Красиков. — Люди рассказывают множество историй о ведьмах, которые живут или жили в этих краях еще совсем недавно. Водились ведьмы и в самом Харькове. Если судить по рассказам харьковчан, хватает их в городе и сейчас. Например, до сих пор ходит молва о том, что Благовещенский собор — самый посещаемый ведьмами храм. Такая слава связана и с относительно недавними происшествиями в соборе, когда на колокольне был пожар, а с купола слетел крест. На самом деле то, что именно в Благовещенском соборе собираются ведьмы, — это миф. Я думаю, они посещают абсолютно все храмы, поскольку там они получают своего рода энергетическую подзарядку.

На Слобожанщине до сих пор немало колдуний


Считается, что ведьмы способны на весьма гнусные поступки: только и мечтают о том, чтобы кто-то отошел в мир иной или как минимум сильно заболел. Для этого злой женщине достаточно задумать имя несчастного и поставить в храме свечу противоположным концом вниз и зажечь. Но эти пакости они делают не совсем по своей воле.

— Ведьмы — своего рода зомби: они сами себе не принадлежат и не вполне могут управлять поступками. Они творят зло не потому, что им так хочется, а потому, что их заставляет некая сила, которая находится внутри, — уверен Михаил Красиков.

На Пасху можно выяснить, кто тут ведьма


Есть много разных способов распознать ведьму. Поскольку эти дамы любят набираться силы в храмах, чаще всего там их и разоблачают.

— Я зафиксировал немало свидетельств, в основном от мужчин, которые в пасхальную ночь прятались возле храмов, чтобы выяснить, какая баба в селе ведьмует, — рассказывает фольклорист. — По поверьям, когда после богослужения священник с верующими совершает обход храма и двери храма закрывают, ведьма отстает от процессии и целует замок на закрытой двери или, если это не удастся, хотя бы прислоняется к нему спиной. У меня записаны десятки рассказов, в том числе и жителей Харьковской области, о том, как люди своими глазами видели целование замка «прихожанками». Мало того, ведьмы непременно стараются ухватить священника за рясу, притронуться рукой к иконам. Все эти действия нужны им для того, чтобы набраться в церкви сил и успешно ведьмовать до следующей Пасхи.
К слову, вычислить чародейку (правда, иными способами) можно и на другие большие религиозные праздники: например, на Троицу или Рождество.

У ведьмы есть хвост?


Бытует мнение, что ведьмы — старые нелюдимые бабки, одиноко живущие на околице. Но, говорит Михаил Красиков, часто внешний образ жизни ведьмы ничем особенным не отличается — у нее могут быть семья, дети и внуки (причем родные могут иногда и не догадываться о ее подлинной сущности). Кроме того, внешне эта мадам может ничем не отличаться от обычной женщины: она не обязательно выглядит фатальной обольстительницей или, наоборот, костлявой носатой каргой, разве что недобрый пристальный взгляд может насторожить. Тем не менее, по народным представлениям, у нее частенько наблюдается одна физическая особенность — хвостик.

— Это вовсе не обязательный признак ведьмы, однако в материалах наших экспедиций есть история о том, что женщина, которую считали в селе ведьмой, умерла (умирала она, кстати, долго и тяжело, как и положено ведьмам), — рассказывает  Михаил Красиков, — Чтобы омыть тело, принято звать посторонних людей. Две женщины, которые часто приглашали на омовение, ожидали, что, наконец, узнают правду — была ли умершая ведьмой. Но когда пришли к дочке покойницы, омывать тело их не пустили, поэтому в селе решили, что хвостик у почившей все-таки был. Впрочем, есть у нас рассказы женщин, которые у своих односельчанок (как раз подозреваемых в связях с нечистой силой) этот атавизм наблюдали.

Ведьмы могут перевоплощаться во что угодно


Ведьмы — демонические существа, которые пребывают в основном в человеческом обличье, но могут принимать разные личины.

— Они могут превращаться в животных: например, в кошек, свиней или собак — как правило, необычно крупных и страшных, но могут превратиться в растение и даже неодушевленный предмет — стог сена, клубок ниток, колесо. Один сельский житель рассказывал, что однажды поздно вечером шел домой и вдруг увидел катящееся навстречу деревянное колесо, которое бросалось ему под ноги и не давало проходу, — рассказывает Михаил Красиков.

Одно из любимых занятий — воровство молока


— Они воруют молоко виртуозно, — говорит этнограф, — но известны способы, как застать ведьму за этим занятием. Для этого в хлеву надо поставить борону зубьями к двери и с вечера сесть за ней: тогда ведьма тебя видеть не будет, а ты ее увидишь. Один человек, который каждое утро замечал, что его корова была уже кем-то выдоена, так и сделал. Он запер дверь на крючок, спрятался за борону и только сел, как услышал характерные звуки доения и удары струй молока, стекающего в бидон. Он хотел встать, но не мог пошевелиться. Надоив молока, невидимая глазу ведьма набрала напоследок коровьих лепешек и швырнула в лицо преследователю. Впрочем, есть масса историй о более удачливых охотниках на ведьм, которые заставали в хлеву кошку или собаку с бидоном на лапе и ранили животное топором, а наутро выяснялось, что у какой-то бабы перебита рука.

Охоту на ведьм освещали в прессе


— Одну из таких историй опубликовал в своей книжке «Культурные переживания» известный исследователь Николай Сумцов, — рассказывает Михаил Красиков. — Он пересказывает и отчасти цитирует заметку в «Харьковских губернских ведомостях» за 1886 год. В статье речь идет о том, что жители пригородной Основы (родины Григория Квитки) были взволнованы визитами ведьмы к 20-летнему парубку, которого звали Павло Онищенко: «Прибегает она туда в виде белой собаки с человеческими пальцами на лапах и, найдя Павла Онищенко, где бы он ни ночевал, моментально превращается в девушку и начинает его обнимать и целовать». Газетный репортаж выдержан в документальном стиле: не только никто из основянцев не имел сомнений относительно интимных отношений парня с ведьмой, но и урядник, все волостное правление и студент-волонтер, которые однажды отправились ловить ведьму в усадьбу Павла. Вместе с местными чиновниками селяне вышли на «охоту» с осиновыми палками: если ударить ведьму такой палкой, она, по поверью, примет человеческий вид. По прибытии начальства писарь правления торжественно сообщил, что ведьма приходила, но ее спугнул селянин, который крикнул ей: «Чего тут шляешься?». Кажется, и журналист был абсолютно уверен в реальности визитов ведьмы к выбранному ею бойфренду.