Большие мосты, мощные моторы, гигантские индустриальные конструкции. И Крым — огромная затонувшая лодка. 16 марта в ЕрмиловЦентре открылась персональная выставка Ирины Погореловой «Структуры».

Первое, что бросается в глаза — полное совпадение работ и специфики интерьера ЕрмиловЦентра: более полусотни крупных изображений удивительно удачно вписались в брутальную площадку.

— Ирина Погорелова — прекрасный и виртуозный мастер,  ее работы действительно идеально вписались в наш формат, — рассказывает директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. — В большом пространстве есть где размахнуться, и это сразу дает мастеру широту мышления, движение. В экспозиции — работы, которые художница написала за последний год, и для большинства из них выставка стала премьерой. Ирина Погорелова сознательно отказалась от подписывания работ, поэтому каждый посетитель может найти в них что-то свое. Кто-то увидит индустриальные мотивы, кто-то — сегодняшнюю ситуацию в Украине, а кто-то — море.

Почему хрупкая художница предпочитает размашистую индустриальную манеру, а не изображает, например, трогательные анютины глазки?

— Моя соседка как-то приобрела у художницы на улице натюрморт с изображением цветов, — делится Ирина Погорелова. — Она очень любила картину, а спустя много лет снова увидела в центре города ту же художницу — уже не девушку, а повзрослевшую женщину, которая продавала такой же натюрморт с теми же цветочками. Соседка чуть не плакала: «Было очень обидно, потому что неискренне. Я думала, что обладаю чем-то особенным и сокровенным, чем художница поделилась только со мной, а натюрморт оказался многотиражкой, которую она предлагает всем прохожим». Многие, кто пишет натюрморты и пейзажи, работают примерно в одной гамме, используют свои мотивы. У меня нет ни однообразных пейзажей, ни натюрмортов: мне кажется, жизнь намного более подвижна, и мотивов в ней масса. Я всегда рисовала как хотела и что хотела.

На выставке представляется, что большинство работ посвящено Харькову, хотя, как выяснилось, это впечатления, привезенные из дальних путешествий. Впрочем, без Харькова однозначно не обошлось.

— Я родилась в Симферополе. Когда приехала в Харьков поступать в худпром, меня поразила мощь индустриального города, захотелось понять его дух, — вспоминает Ирина Погорелова. — Я решила, что такой большой город — это движение, здесь непрерывно гудят моторы. Пусть грубо, резко, но здесь должна ощущаться огромная сила. Еще в вузе один из преподавателей удивился: «Девчонка, а рисует как мужик». Со студенческих лет я занимаюсь монументализмом: вместе с мужем Виктором Погореловым мы оформляли станции метрополитена, огромные стены вузов, школ.

На выставке есть и воспоминания о родине — об аннексированном полуострове. На одной из работ изображена огромная, прочно прикованная мощными цепями затонувшая лодка.

— Это для меня — воспоминания о доме. У меня есть и другая работа о Крыме: она излучает счастье. Я так любила море! — делится художница.

Выставка «Структуры» завершит работу 31 марта.