Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» презентовал харьковчанам программу, которую подготовил вместе с удивительным гостем — музыкантом из США, известным кларнетистом Кристофером Бушем.
— Это очень интересная программа, в которой выступил приехавший из Нью-Йорка, музыкант с ученой степенью, преподаватель Нью-Йоркского университета, прекрасный кларнетист Кристофер Буш, — говорит заместитель директора Молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» Александр Дворниченко. — Мы посчитали интересным, когда американец играет американскую музыку с харьковским оркестром. Кроме того, мы пригласили заслуженную артистку Украины, дирижера из Киева Викторию Жадько, которая составила программу концерта.Музыка не просто прекрасна, но и сложна
— Мне очень приятно, что меня пригласили участвовать в программе и вдвойне приятно от того, как здесь приветствовали американскую музыку,— признается Кристофер Буш. — Я презентовал произведение композитора Аарона Копленда — одного из величайших композиторов США за последние сто лет. Эта музыка не просто прекрасна, она еще и очень сложна: достаточно интересно, как в ней соединяются современность и джазовые элементы.
Харьковчане вдохновили американца
— Я приехал и в Украину, и в Харьков впервые, — поделился Кристофер Буш. — В Харькове меня поразило сочетание старой и новой архитектуры: для меня очень важно, каким образом соединяются старые и новые стили. Кроме того, на меня произвели впечатление харьковчане — очень милые и все с большим желанием помогать в разных ситуациях. А еще мне нравится ваша еда, и я с большим удовольствием ее потребляю. Особенно хорош борщ: вокруг такая холодина, и вдруг — борщ. После этого блюда я почувствовал себя так, будто проснулся: он меня разбудил. Моя задача в концерте — в первую очередь презентовать эмоции, которые вкладывал в свое произведение Аарон Копланд, но с другой стороны — я нахожусь в Харькове. Я в очень хорошем настроении и, думаю, впечатления о Харькове и харьковчанах нашли воплощение в моем исполнении.
Молодежь быстро учится
Сотрудничество с харьковскими студентами тоже впечатлило заокеанского музыканта.
— У молодежного оркестра прекрасный дирижер, который смог понять всю специфику и сложность отдельных моментов произведения Аарона Копленда — особенно это касается последней части, наиболее сложной для исполнения. Когда ты вырос в рамках конкретной музыки, хорошо ее чувствуешь, это очень важно. В исполнителях оркестра этого пока нет, но они очень молоды. Зато легко подхватывают специфику, очень быстро учатся, и я восхищен. Меня поразило, насколько быстро исполняют мелодию музыканты струнной секции оркестра «Слобожанский». Я хотел бы научить наших студентов играть так же быстро и с такой же легкостью, — говорит американский педагог.
«Слобожанский» отметит юбилей
По словам Александра Дворниченко, Кристофер Буш согласился дать для оркестрантов «Слобожанского» и бесплатные мастер-классы. За границей такое обучение стоит немалых денег, а для начинающих музыкантов общение с опытными исполнителями очень важно.
— Мы около двух лет налаживали международные контакты, — говорит Александр Дворниченко. — Разные дирижеры, разные солисты — это интересно для коллектива. Сотрудничали с посольством Чехии, с июня у нас новый проект с посольством Австралии, начали работать с посольством США, а 26 мая в Харьков приезжают представители посольства Германии — мы хотим вместе сделать большую двухлетнюю программу. Для любого музыканта сотрудничество с маститыми зарубежными коллегами — возможность для развития: молодой музыкант как губка впитывает хорошую правильную информацию высокого уровня. К слову, в этом году наш коллектив отметит юбилей — Молодежному академическому симфоническому оркестру «Слобожанский» 25 лет, и мы планируем насытить сезон массой интересных солистов, дирижеров и программ.
Украина — не аборигены в шароварах
Одна из изюминок концерта — участие заслуженной артистки Украины, дирижера из Киева Виктории Жадько.
— Я всю свою жизнь связала с оркестром Национального радио, и это не случайно, — говорит Виктория Жадько. — Меня знают в стране как дирижера, который всегда возит с собой украинскую музыку. Считаю, что если мы сами не будем создавать себе имидж и имя, никто этого не сделает за нас. Сейчас в мире большая конкуренция, все мировые оркестры играют топовую вершину классической музыки, и уже никого ничем не удивишь. При этом есть большой спрос на новое. Мы можем продемонстрировать то, чего не имеет больше никто — украинскую музыку. Пару лет назад я выезжала с оркестром в Австрию. И видела, что женщины в зале плакали, когда слушали мелодичные украинские произведения. После концерта у слушателей были очень удивленные глаза. Многие подходили к нам: «Эта музыка такая красивая! Где можно купить диски? Вы могли бы зарабатывать на дисках с украинской музыкой больше, чем на гонорарах». Я считаю, что наш долг — создавать имидж украинского государства, показывать не аборигенов в шароварах или еще что-то экзотическое, а нацию высокообразованных, интеллигентных, одаренных людей. Сейчас Украина может заявить о себе в мире, и я хочу приложить свои усилия к тому, чтобы молодые люди, которые играют в оркестре, могли продемонстрировать высокий профессиональный уровень, подготовку, эрудицию, талант и энергию на максимальном количестве площадок. Молодежные оркестры во всем мире отличаются бесконечной жаждой знаний, очень быстро все схватывают, им интересны все нюансы игры, они способны за короткое время пропустить через себя массу информации, причем делают это с совершенно счастливым видом и не замечают усталости.