Советы будущему правительству по улучшению экономики Украины «Нужно затратить значительные усилия, чтобы найти на карте страну, в которой уровень жизни населения еще хуже, чем в Украине. В то же время наша страна по объему экономических ресурсов является первой в Европе». Так считает профессиональный экономист, экс-советник одного из премьер-министров Украины, автор книги «Як підняти українську економіку» Андрей Новак. Свой взгляд на украинскую экономику он изложил недавно на пресс-конференции в Харькове.

Проехав Украину с запада на восток и с севера на юг, Андрей Новак утверждает, что повсюду его идеи воспринимались одинаково — с заинтересованностью и пониманием. Возможно, именно здоровое отношение к экономике и вообще здоровая экономика — это как раз то, что сегодня способно объединить измученную политиками страну. Итак, в каком же направлении следует идти? Следим за ходом мысли автора идей, которые «акулы пера» успели прозвать «экономической бомбой»: 

Игра без правил
Почему сложилась такая ситуация, что при таких огромных природных ресурсах имеем такой позорный результат, особенно на фоне других стран соцлагеря, с которыми мы выходили из одинаковых условий? Основная причина в том, что за шестнадцать лет независимости не создали никакую модель развития, ее не существует в природе.
Итак, на экспорт сегодня из Украины идет в основном сырье в чистом виде (либо прошедшее первичную обработку), зерно и химикаты. После покупки украинских товаров зарубежные корпорации перерабатывают их, производя готовый товар, который в итоге продается… украинскому же потребителю. Экономика нашей страны (даже в нынешнем состоянии) больше питает экономику других стран, нежели собственную. 

Любое приходящее к власти правительство реагирует на происходящее довольно странно. Начинает оно с разделения бюджета и… на этом вся так называемая «экономическая политика» заканчивается. Максимум, что делали ранее — после принятия бюджета принимали годовую программу деятельности правительства. Но годовая программа после принятия бюджета не имеет никакого экономического смысла. Бюджет — это закон, который нарушать уже нельзя. То есть программа, которую правительство принимает после принятия бюджета, — не более чем попытка обеспечить собственную неприкосновенность на один год, потому что Верховный совет уже не имеет права отправить правительство в отставку в течение этого периода. 

Последствия таких действий не заставляют себя долго ждать: во-первых, в сфере энергообеспечения украинская экономика на 80% зависит от Российской Федерации в результате «завязки» на личных частных интересах конкретных политиков как со стороны Украины, так и со стороны России. 

Во-вторых, по различным оценкам, в Украине от 45 до 55% предприятий находятся в «тени». Теневой бизнес не означает, что предприятие работает где-то под землей или занимается нелегальным производством. Нет. Это обычные предприятия. С тем лишь отличием, что оно ведет «теневую» бухгалтерию, никак не отображающуюся ни в общей статистике, ни в налоговой отчетности. Рост экономики страны определяется главным образом ростом ВВП. При таком объеме теневого производства возникает соблазн, да и возможность манипулирования показателем ВВП: уменьшаем никому точно не известный процент теневого бизнеса и получаем прирост ВВП.  

Перед каждыми выборами, как, впрочем, и сейчас, нам обещают рост зарплаты, однако умалчивают об источниках этого роста. А именно: о кредите, то есть новом долге в размере 5 млрд. грн., в то время как цены выросли уже на данный момент. 

Сегодняшнюю политическую элиту, по мнению Андрея Новака, нужно постепенно менять: это люди, живущие в иной реальности, не способные задуматься, как существует пенсионер на 420 грн. в месяц. 

И в этих условиях мы позволяем себе говорить о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), хотя… как знать. 

Стой там, иди сюда
По мнению Андрея Новака, Украина экономически совершенно не готова к вступлению в ВТО. Парадокс, но… ей необходимо вступить туда как можно быстрее.
Такое противоречие объясняется просто: «возможно, хотя бы вступление Украины в ВТО заставит украинский бизнес и украинскую власть думать и работать в соответствии с экономическими стандартами развитых стран». Если мы будем ждать момента, когда будем готовы ступить в ВТО — этот момент может никогда не наступить. 

— До тех пор пока мы не начнем с самого главного — Национальной модели развития, пока не поймем, что именно таким путем можно достичь экономического развития всей страны, а не для отдельных групп бизнеса, до тех пор у нас нет шанса рассчитывать на приближение Украины к стандартам Евросоюза. Поэтому модельный путь развития — именно тот, на котором я настаиваю как экономист, — заявляет Андрей Новак. 

С его точки зрения, последовательность экономической политики любого государства должна быть следующей: сначала разрабатывается национальная экономическая модель, которая требует реализации в течение 5-10 лет. Под эту модель разрабатываются ежегодные программы деятельности правительства и только под них должен разрабатываться ежегодный бюджет. 

Нужна система хозяйствования
Невозможно создать отдельно взятый «рай» в отдельной отрасли или свободной экономической зоне, поскольку все субъекты в рамках страны взаимодействуют между собой. Экономическая система любой страны работает при взаимодействии трех функций: первая и основная, которую можно назвать «двигателем экономики», — это функция производства, вторая — функция продажи произведенной продукции, третья — распределения средств, вырученных от производства и реализации произведенных товаров. 

После развала Союза практически «умер» отечественный производитель в результате разрыва советских хозяйственных отношений. Вариантов выхода из этой ситуации немного, точнее один: организация хозяйственных связей заново. Другого пути развития производства нет. На вопрос, по какому принципу организовывать эти связи, отвечает опыт развитых стран — это организация крупных корпораций по производству готовых товаров. Нас пугают, что крупные корпорации монополизировали экономику и «все захватили». Тем не менее именно они и доминируют на рынке, поскольку являются наиболее эффективными производителями потребительских товаров и услуг. Причем организовывать их следует по принципу «вертикальных корпораций», в состав которых входит множество компаний, обеспечивающих всю технологическую вертикаль производства готового товара: от сырья до готового продукта и даже до его реализации. В такой системе хозяйствования есть вся цепь производства — это и обеспечивает достижение двух основных достоинств: минимизация себестоимости и содержание собственной научной базы, приглашая лучших ученых, которые смогут приходить ежедневно на работу с одной целью — улучшение определенных технических показателей продукции, выпускаемой корпорацией. Постоянно снижая себестоимость при повышении качества, корпорация выпускает наиболее конкурентоспособную продукцию, именно поэтому корпорации завоевали сначала свои рынки, потом — соседние, а сейчас хозяйничают и на мировой арене. 

В начале 90-х годов правительство открыло внутренний рынок, называя это «либерализацией рынка», в результате в нашу страну хлынул поток импортных товаров, забивая даже того украинского производителя, который выжил после развала Союза. Реформы начались «не с того конца». Нужно было вначале организовать новые хозяйственные связи, восстановить позиции собственного производителя и только потом создавать конкуренцию с зарубежными производителями, повышая качество продукции. Как теперь бороться с конкурентами? «Клин клином вышибают». Действовать нужно, используя комплексную маркетинговую программу. К сожалению, потеряно много времени и возможностей, а значит, нужна обязательная инициатива государства, но только инициатива, не больше. Для этого нужно создать национальную (не государственную!) маркетинговую компанию, в которую нужно пригласить лучших отечественных и зарубежных маркетологов. 

На Национальную маркетинговую компанию должны быть возложены две главные задачи: разработка и поддержка украинских брендов — производителей готовых товаров и укрепление имиджа Украины в мире. Имидж страны очень важен для привлечения инвестиций и туристов. 

К сожалению, сейчас наша экономика полностью зависит от политики, в отличие от развитых стран, где любые результаты выборов никоим образом не отражаются на выбранной стратегии страны. Максимум — может наблюдаться некоторая взаимосвязь в социальной политике, но не больше. Экономика страны не «разворачивается» в обратную сторону при победе той или иной политической силы только потому, что политики так захотели. У нас каждые очередные выборы — это встряска для всего населения и экономики в особенности: замирают инвесторы, население не знает, что делать с национальной валютой — нужно ли от нее избавляться. А так как мы живем «между выборами», то экономические стрессы у нас происходят практически постоянно.
В сложившейся ситуации, с точки зрения Андрея Новака, очень важно деполитизировать так называемую «функцию распределения», поскольку именно здесь сосредоточены наибольшая коррупция и политизация. Фактически вся политическая борьба в нашей стране ведется как раз именно за функцию государственного распределения. В первую очередь это касается государственного и местных бюджетов. 

Выйти из ситуации экономист предлагает путем создания так назваемого «экономического формуляра» или отдельной экономической части Конституции. В этом документе должны быть заложены конкретные цифровые экономические параметры, за границы которых не может выходить любая власть любых политических цветов для минимизации влияния политики на экономику. Нечто подобное есть в американской системе денежно-кредитной политики. В нашем же случае нужно закладывать такие параметры в любой сфере, особое внимание уделив при этом налоговой и бюджетной системам, поскольку именно там наблюдается наибольшая коррупция и политизация. 

Одним из таких параметров может быть, например, ограничение на социальные выплаты, которые должны составлять не менее 50% государственного бюджета. 

Губернаторы и мэры – не кассиры
Сейчас в Украине 70% бюджетных средств распределяется через центральный госбюджет и только 30 — бюджетами местного уровня. При таком межбюджетном соотношении все усилия по развитию местного самоуправления сводятся на нет, а роль мэров и губернаторов сводится к функции «кассиров». Любой серьезный хозяйственный вопрос мэр должен согласовывать с n-ным заместителем n-ного отдела министерства финансов в Киеве и просить у него деньги для того, чтобы залатать километр асфальта или трубы. 

Второй важный параметр — межбюджетное соотношение денежных ресурсов государственного и местных бюджетов. Достаточно вспомнить время, когда разваливался Советский Союз. Тогда основной экономической проблемой была чрезмерная централизация. В 90-м году 52% бюджетных средств распределялась государством и 48% — местными бюджетами, и это считалось чрезмерной централизацией, говорили, что на местах должно быть больше, поскольку именно местные власти знают все о местных проблемах. Что же говорить о нынешней ситуации? 

Деньги должны работать
Нацбанк должен не только отчитываться о наличии у него «невиданных резервов», но и обеспечивать работу этих резервов на благо экономики, а не давать им просто лежать «мертвым грузом». 

В сфере денежно-кредитных отношений Андрей Новак предлагает заложить положение о том, что колебания курсов национальной валюты на протяжении финансового года не может превышать 10% в любую сторону. В особенности от колебаний курса гривны страдают люди, которые позволили себе «навесить ярмо на шею» — взять кредит. Причина — в высоких кредитных ставках, которые зависят от многих факторов, главным из которых является учетная ставка Национального банка, составляющая на данный момент 9% годовых. Ясно, что ставки коммерческих банков будут еще выше. Уже 8 или 9 месяцев власти обсуждают снижение ставки вместо 9 до 8,5%, в то время как нужно ее снижать как минимум до 5,5% на сегодняшний момент и добиваться постепенного снижения в дальнейшем. 

Крупные корпорации — наиболее эффективные формы производства материальных товаров и сложных услуг. Но какое место отводится малому и среднему бизнесу? Они должны относиться к сфере услуг. Но для обслуживания товаров нужно сначала организовать их производство. А для обслуживания людей нужно, чтобы у них были высокие доходы. В своем составе крупная корпорация имеет, как правило, множество малых предприятий, которые обслуживают ее операции. Поэтому никакого противостояния между малым и крупным бизнесом в системе, предлагаемой Новаком, нет, они взаимно дополняют друг друга. Более того, для дальнейшего развития малого предпринимательства необходимо наличие крупных корпораций. 

Малый предприниматель, с точки зрения Андрея Новака, сделал для украинской экономики все, что от него зависело, и дальше ему развиваться некуда, поскольку он реализует свои товары и услуги гражданам с низкими по сравнению с клиентами ресурсных олигархов доходами. Олигархи же, в свою очередь, еще и не заинтересованы в росте доходов простого населения, поскольку свою продукцию они экспортируют за рубеж. Таким образом, украинский ресурсный бизнес даже не имеет мотивации для роста доходов населения собственной страны. 

Заробитчане
Вот порой украинское слово наиболее остро обозначает проблему. «Заробiтчани» — это те, кто вынужден искать заработки на чужбине. По различным оценкам, от 5 до 7 млн. украинцев находятся на заработках за пределами страны. 

Одна из главных причин — именно незаинтересованность украинского ресурсного бизнеса в росте доходов простого населения. В каждом доме восьми областей западной Украины хотя бы один человек работает за границей. По мнению Новака, именно на этих украинцах держится курс национальной валюты, поскольку они пересылают в страну евро и доллары. Вот только даются они им кровавыми слезами, сиротством детей при живых родителях. А что делать? 

Так будет, пока не изменится подход к развитию экономики в государстве, считает Андрей Новак и добавляет, мол, пусть его поправят коллеги, если в чем-то он ошибается, но уверен, что прав он в главном: нужно разработать системный подход к реформированию экономики. Почему этого не происходит, остается лишь догадываться. Или в мутной воде лучше рыба ловится?