Как это ни печально, но по результатам опросов, проведенных в феврале-марте этого года, Харьковская область находится в числе наиболее коррумпированных в Украине.

И поэтому неудивительно, что в редакцию приходят письма читателей на эту тему. В частности, немало их посвящено темной стороне деятельности инспекторов пожарной охраны и других работников МЧС. Газета не могла не отреагировать. И чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к и.о. начальника отдела предупреждения правонарушений и внутренних расследований Главного управления МЧС в Харьковской области подполковнику внутренней службы Сытнику Виктору Игнатьевичу. 

— Виктор Игнатьевич, в редакцию газеты стали поступать письма от жителей нашего города и области об откровенных поборах инспекторов пожарной охраны и других работников службы по чрезвычайным ситуациям. Расскажите, пожалуйста, как ваша служба борется с подобными правонарушениями?
— Наша специальная служба как нечто отдельное работает только с февраля 2007 года. До этого работа также велась, но это был всего лишь сектор в отделе кадров с меньшими полномочиями и возможностями. Раз в полгода мы размещаем информацию в газетах Харькова и Харьковской области (37 изданий), куда пострадавшим необходимо обратиться и по каким телефонам звонить в случаях допущенных правонарушений со стороны работников МЧС. На сегодняшний день официальных заявлений граждан не поступало. И, конечно же, нас удивляет сложившаяся ситуация, что граждане обращаются в газету, а не в нашу службу. В прошлом году после такой же акции были обращения, но в основном по закрытиям и опечатываниям учреждений — инспектор имеет на это право. По каждому обращению (и анонимным также) мы проводим тщательную проверку. Мы сами заинтересованы, чтобы люди помогали нам бороться с негативными явлениями во всех их проявлениях — от обыкновенного хамства до коррупционных действий. Вообще, более активная работа по наведению порядка и ужесточению дисциплины в рамках государственной программы борьбы с коррупцией ведется с 2005 года. И как результат: в 2006 году были уволены 27 человек, которые по разным поводам попали в наше поле зрения. Конечно, есть такие люди, которых мы просто так не отпускаем, и собранные материалы передаются в суд. На сегодняшний день таких четверо. И еще два аналогичных исхода — уже как результат работы с февраля, то есть в новом качестве. Решения судов по ним ожидается в сентябре.
— Расскажите, пожалуйста, о схеме вашей работы?
— Мы наблюдаем за человеком, по поводу честности которого есть сомнения, собираем материалы. Если факты подтверждаются, то собранные материалы для производства следствия отправляются в правоохранительные органы, чаще всего в СБУ. Мы тесно взаимодействуем с отделом «К» по борьбе с коррупцией. Материалы там рассматриваются, принимается то или иное решение. А далее поступают согласно степени виновности. Люди сами не хотят терпеть таких сотрудников в своем коллективе. Вот в Боровой был именно такой случай, когда из коллектива силами самого коллектива такой нечистый на руку человек был удален.
— Скажите, пожалуйста, как вы можете объяснить тот факт, что люди, похоже, боятся обращаться официально, но по проблеме пишут письма в газету?
— Я действительно удивлен, почему эти сообщения о правонарушениях приходят к вам, а не к нам. Не исключено, что они могут носить значительный элемент обиды на законные действия нашего сотрудника. Надо разбираться в каждом случае. Если и в самом деле имело место вымогательство или вы не согласны с действиями сотрудника, то не надо бояться официально обращаться к нам. Наш отдел имеет журнал регистраций, собственное делопроизводство и оборот документов, которые доступны только его сотрудникам. Все строго конфиденциально и информация разглашению не подлежит. Отдел специально расположен на первом этаже и отпадает всякая надобность в регистрации на входе. При обращении к нам как по телефону, так и письменно мы не требуем паспортных данных заявителя — это его добрая воля. Что касается мелочных придирок, то в таких случаях также необходимо обратиться к нам — мы разберемся и поможем. 
В тему
Не дай взяточнику спать спокойно
737-13-59 — телефон доверия, круглосуточно, до 18.00, звонки принимаются конфиденциально работником отдела, а затем дежурной службой; 707-76-32 — начальник отдела предупреждения правонарушений и внутренних расследований Главного управления МЧС в Харьковской области; 707-76-82 — телефон отдела. Рассматриваются все звонки (анонимные тоже) по личному составу МЧС, в том числе и поведения в быту, и на работе. 01 — оператор обязан сообщить телефон отдела. Регистрация звонков и входящих документов строго конфиденциальна — только работниками отдела.
— Какое наказание ожидает того, кто все-таки попался на коррупции?
— Наказание определяет суд, фиксироваться первые материалы могут у нас, а затем передаются в правоохранительные органы. Если правоохранительные органы отмечают, что в данном случае нет состава уголовного преступления, то мы рассматриваем его в дисциплинарном порядке. Человек наказывается выговором, определением неполного служебного соответствия, понижением в должности, звании и так далее.
— Таким образом, виновный может остаться в рядах сотрудников МЧС. Не связана ли такая боязнь официальных обращений с использованием широких возможностей мелочных придирок впоследствии?
— К сожалению, не исключено, что потерпевшие могут исходить из таких перестраховочных позиций. Исключать подобного нельзя, но пока фактов оказания давления на таких людей еще не было.
— Так, может, из боязни и молчат?
— Не надо этого бояться. Люди, которые с нами работают и обращаются за помощью в дальнейшем, остаются у нас на контроле. Мы с ними время от времени созваниваемся, общаемся. Так что люди могут быть спокойны и пусть в сложных случаях с работниками МЧС приходят к нам за помощью. Я — за честность и порядочность! Для этого мы и работаем, чтобы в наших структурах остались лишь честные и порядочные сотрудники.
— Виктор Игнатьевич, спасибо большое за интересное, живое общение по поднятой проблеме. Надеюсь, после Ваших честных и откровенных ответов люди будут чаще обращаться за помощью в вашу организацию. Тем более что проблема коррупции сейчас, и не только в МЧС, достаточно остра. И путем замалчивания с ней никогда не справиться.