Харьковские активисты решили добиваться неминуемого наказания для чиновников-коррупционеров.

С этой целью в городе запускается новый проект «Э-ответственность», в рамках которого общественники будут проверять электронные декларации, проводить расследования и в случае выявления фактов незаконного обогащения  писать жалобы в НАБУ и НАПК.

По словам юриста ОО «Харьковский антикоррупционный центр» Владимира Рысенко, система э-декларирования уже довольно успешно работает. Однако у многих украинцев возникает резонный вопрос: «Ну, увидели мы суммы деклараций, несоответствие расходов доходам. А что дальше?».

— К сожалению, пока ничего. Поэтому мы и хотим добиться, чтобы чиновники, судьи, прокуроры и т. д. не просто показывали свои доходы, но и несли ответственность в случае незаконного обогащения или внесения в декларации заведомо неправдивых сведений, — говорит юрист. — Мы планируем мониторинг таких фактов и максимальное реагирование на них. В случае выявления будем обращаться в Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК), в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и другие органы, которые могут принять меры в отношении нарушителей.

В Харькове претендентов достаточно


Претендентов, которые могут попасть под прицел соответствующих органов,   предостаточно, утверждают активисты Харьковского антикоррупционного центра, ссылаясь на проведенный ими мониторинг э-деклараций госслужащих и собственные расследования на основе открытых данных.

— Яркий пример: начальник Управления образования Новобаварского района Елена Светличная в 2015 году задекларировала 55 тысяч гривен дохода, ее муж не задекларировал ничего. И тем не менее за тот же год она декларирует приобретение авто стоимостью 350 тысяч гривен, — рассказывает Владимир Рысенко. — При этом она даже не пытается как-то обосновать явное несоответствие. Здесь статья о незаконном обогащении в чистейшем виде. Почему НАБУ игнорирует очевидное несоответствие (а это относится именно к подсудности НАБУ, ГПУ этим не занимается) — уже другой вопрос. Таких Светличных по стране 200 тысяч, а в НАБУ работает, если не ошибаюсь, порядка 400 детективов на всю страну.

Наглость чиновников просто шокирует


— Еще один просто вопиющий случай. Судья харьковского Хозяйственного суда Станислав Миньковский, который входит в судебную коллегию по делам банкротств, декларирует 120 тысяч займа от физического лица — предпринимателя. Поднимаем данные ФЛП — оказывается, это арбитражный управляющий, который ведет в этом суде порядка двадцати дел, в том числе десяток дел — у судьи Миньковского. То есть судья Миньковский утвердил этого человека арбитражным управляющим и ликвидатором определенного предприятия и у него же занял деньги. Если это не коррупция — то что это?

Иногда, по словам Владимира Рысенко, наглость чиновников просто шокирует.

— На сайте электронных торгов Рrozorro появилась информация, что КП «Комбинат детского питания» внес плату за аренду четырех фургонов, которые на протяжении трех лет арендует... у своей директрисы Надежды Тимофеевой. На документе вверху стоит подпись зама, которому дала доверенность эта директрисса, а внизу Тимофеева уже самолично заверяет документы своей подписью. Причем стоимость самого фургона ниже, чем заплачено за его годовую аренду, — продолжает Владимир Рысенко.

Судья Лазюк нигде не живет


Кстати, рыльце в пушку и у представителей новой власти.

— Вице-губернатор Михаил Черняк заполнил декларацию о доходах за 2015 год, а через четыре месяца вдруг вспомнил, что кое-что не внес, а именно: 150 тысяч долларов, 15 тысяч евро и какое-то имущество, — говорит юрист ХАЦ. — При этом он вносит в декларацию алименты, которые его жена получает от бывшего мужа, но умалчивает о ее бизнесе — двух-трех предприятиях, которыми она владеет. Это на самом деле тоже состав преступления, поскольку в декларацию были внесены заведомо неправдивые сведения. Мы это публикуем по результатам 2014 и 2015 годов, но реакции никакой, хотя исправить и проверить это все элементарно.

А вот судья Дзерджинского районного суда Сергей Лазюк настолько перестраховался, что, судя по декларации, живет... в чистом поле.

— В графе жилье он задекларировал прочерк, — констатирует Сергей Рысенко. — А особенность системы э-декларирования такова, что субъект декларирования должен указать не только то, что принадлежит ему на правах собственности, но и все, чем он пользуется даже на основании устного договора. Допустим, если он на основании устного договора живет в квартире друга, то должен задекларировать жилплощадь друга, ее размер, собственника, указать адрес и т. д. Сергей Лазюк не задекларировал ничего. Такой вариант возможен только в том случае, если судья вообще нигде не живет. Зато 28-летний прокурор прокуратуры Харьковской области Вячеслав Губинский не утаил, что является владельцем дома площадью 800 квадратных метров стоимостью пять миллионов гривен на улице Белой акации, где живут явно не простые смертные. А сейчас он, если верить декларации, находится в декретном отпуске...

Активисты намерены изменить ситуацию


Общественники возмущены: правоохранители и НАПК игнорируют очевидные ошибки в декларациях и не расследуют дела. А посему активисты намерены изменить ситуацию в рамках проекта «Э-ответственность»: при выявлении ими фактов незаконного обогащения будут обращаться с жалобами в правоохранительные органы.

— Сейчас прорвалась плотина в части э-декларирования. Если она прорвется и в части ответственности — начнется вал, остановить который будет крайне тяжело, — уверен Сергей Рысенко.