В артподвале Харьковской муниципальной галереи открылась выставка-размышление «Точки сближения: Харьков».

Авторы выставки — семеро художников и художниц из трех стран: Грузии, Молдовы, Украины. В центре внимания проекта — человеческое измерение истории, исследование опыта войны глазами вынужденных переселенцев, ветеранов АТО, волонтеров, глазами жителей Харькова и Днепра — областных центров, ближе всего расположенных к линии фронта.

— В начале работы мы помогли участникам познакомиться с несколькими десятками харьковских волонтеров, переселенцев, активистов и журналистов — их истории и легли в основу проекта, — делится сокоординатор проекта Руслана Козиенко.

Проекты на выставке «Точки сближения: Харьков» — это художественная рефлексия о последних годах украинской истории. Так, украинскую художницу Оксану Чепелик интересует исследование посттравматической физической и психологической реабилитации, а Сергея Попова — вопрос правды и иллюзий.

— Запутанность международных политических отношений врывается в жизнь и быт обычного человека, — говорит Сергей Попов. — Источник информации о реальном положении вещей превращается в обманчивую завесу, которая еще больше искажает реальность.

Юлия Костерева выступила автором концепции коллективной работы «Отчужденная история». Ее суть — исследование, как в процессе создания медийного продукта искажается рассказанная кем-то история.

— Эта работа зрела очень долго, — признается Юлия Костерева. — Меня интересует история рассказчика и ее интерпретация, жизненная ситуация, которая становится продуктом разных медиа. Искажение истории может быть намеренной и непреднамеренной, когда тот, кто ее описывает, так или иначе пропускает через свой жизненный опыт и позицию. Кроме того, поднимается и другая тема: люди, которые становятся источниками информации, могут манипулировать своей историей, создавая некий образ.

Грузинские художники Мариам Натрошвили и Дету Джинчарадзе рассуждают о том, что им очень близко — как долго может длиться «временное состояние» перемещенных лиц. Они делают это на примере грузинских внутренних переселенцев и беженцев, которые спасались от войны в Абхазии и по сей день живут во временных помещениях.

Украинку Наталью Целюбу интересует и «серая зона» чувств — ситуации, когда собственное мнение и эмоции могут не совпадать с общественным запросом.

В рамках проекта 25 марта в театре «Арабески» пройдет музыкальный перформанс «Total Remix — Харьков». Его автор, художница Лючия Макари (Молдова-Нидерланды), исследует музыку и песни, которые сопровождали войны и революционные события разных времен. Перформанс откроется публичной дискуссией, в которой будут участвовать художница Лючии Макари, музыковед Любовь Морозова и музыкант группы «Ул. Курзу» Юрек Якубов.

— Приглашаю харьковчан поговорить и подумать о том, как военные песни разных эпох влияют на нас сегодняшних, о парадоксальных противоречиях между идеями в песнях, мелодиями и звуками, которые сопровождают войны, — говорит Лючия Макари.

— Если мы не хотим стать заложниками молчания, единственный выход — переосмысливать произошедшее снова и снова, с разной оптикой, под разными углами, с разной исторической и географической перспективы. Это поможет выразить пережитый опыт, — считает Руслана Козиенко.

Проект-размышление о том, что может натворить война, продлится до 1 апреля.