Можно ли отделить украинскую культуру от русской? Особо риторически этот вопрос звучит здесь, в приграничной зоне, которая многие столетия была территорией одной страны и даже одной губернии. С такими мыслями и чувствами бродил я по выставочным залам Белгородского областного художественного музея, где в эти дни проходит юбилейная выставка местного художника, выпускника харьковского «худпрома» Валерия Желобка.

Валерий Федорович, который в этом году отметил свое 50-летие, специализируется на технике масляной живописи. После окончания в 1985 году вуза в нашем городе он уехал в соседний Белгород, с тех пор живет и творит там. Но творчество приводит его иногда и к нам, на Слобожанщину. Так, на выставке представлены сразу несколько картин, написанных в наших краях: «Кочеток», «Храм в Кочетке», «Поле в Зарожном». Причем все эти произведения родились не в годы учебы, а совсем недавно. Работы Валерия Желобка выставлялись не только в Белгороде, но и в Москве, Минске, Ополе (Польша), а в 2000 году прошла персональная выставка мастера кисти и в Харькове. 

Картины художника хранятся во многих музеях и частных коллекциях, в том числе — и в Чугуевской картинной галерее имени Репина. А в числе изданий, где публиковались репродукции, значится и сборник «Чугуев. Репинские пленэры». На нынешней выставке, где представлены разные жанры — пейзажи, портреты, натюрморты, тематические картины, каждая работа художника радует глаз сочностью и яркостью красок, а на душе чувствуется какая-то легкость. И воспринимается экспозиция, представленная в трех музейных залах, буквально на одном дыхании. 

Белгородский областной художественный музей

Кстати, Валерий Желобок — далеко не единственный из сегодняшних экспонентов музея в Белгороде, в биографии и творчестве которых присутствует связь с нашим городом и с Украиной. Тот же харьковский «худпром» окончил и известный белгородский художник-график Станислав Косенков (1941-1993), с которым автору этих строк посчастливилось лично пообщаться в 1991 году в том же музее во время юбилейной персональной выставки Станислава Степановича. Теперь в квартире художника в одной из белгородских десятиэтажек работает его музей-мастерская, а в областном художественном музее представлены иллюстрации Косенкова к произведениям Пушкина. 

В одном из залов второго этажа, по соседству с выставкой Валерия Желобкова, развернута выставка «Преодоление» другой рано ушедшей из жизни художницы Натальи Зениной (1956-2002). Наталья Ивановна прожила в Белгороде последние 12 лет своей жизни. Родом она была из Сибири, а после окончания Львовского полиграфинститута работала в Полтаве. Художница специализировалась на книжной иллюстрации различной тематики — как светской, так и духовной, но на выставке представлена только ее живопись. Название выставки «Преодоление» имеет широкий смысл: это и преодоление художницей различных этапов в своем творчестве, и преодоление ею страданий от тяжелого недуга. 

Но, пожалуй, еще более любопытно было увидеть в белгородском музее серию графических работ знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884-1967). Дочь известного скульптора Евгения Лансере родилась в селе Нескучном Муромской волости Белгородского уезда Курской губернии (в 1926 году эта территория отошла к Харьковской губернии и ныне относится к Харьковскому району). Так что и белгородцы, и харьковчане с полным правом могут считать Зинаиду Серебрякову своей землячкой. Представленные в музее карандашные работы — наброски женской и мужской фигур, портреты, пейзажи Нескучного — были выполнены тогда еще молодой художницей в наших краях в начале прошлого века, до эмиграции во Францию. И в этом, бесспорно, их особая ценность для Белгородского художественного музея, которому чуть более 30 лет. 

И еще одного художника хотелось бы здесь упомянуть — уроженца Белгородчины Михаила Добронравова (1904-1979). Среди представленных в зале искусства советского периода картин есть и его работа «Митинг на могиле Ивана Франко» 1950 года. Доминирующим цветом на этом полотне, показывающем митинг на Лычаковском кладбище во Львове у могилы великого Каменяра, стал… красный. А, впрочем, мог ли он быть тогда другим, если участники митинга держали в руках красные знамена и портреты вождей — Сталина, Ленина и других, кого сегодня уже не сразу и узнаешь? На переднем плане выделяются простые лица жителей Львова того времени, их скромные, но в меру красочные наряды. Впрочем, можно по-разному относиться к тому периоду нашей истории, но бесспорно одно: картина настоящего мастера, несмотря даже на неизбежные идеологические акценты, отражает время, в которое жил и творил художник и живым свидетелем которого он стал.