Чем громче — тем лучше, чем темнее — тем быстрее: проспект Гагарина облюбовали ночные мотогонщики.

Ни запреты городских властей, ни санкции правоохранителей результата не дали — местные жители по-прежнему просыпаются под рев моторов. От реактивных звуков не спасают ни наглухо закрытые окна, ни звонки в полицию.

Харьковчане, проживающие на проспекте Гагарина, уже не первый год страдают от любителей быстрой езды. Куда они только ни обращались — и в полицию, и к городским властям. В мэрии на многочисленные жалобы отреагировали и в мае прошлого года решением сессии ограничили мотоциклистам движение по улицам, где расположены медицинские учреждения, учебные, дошкольные и воспитательные учреждения образования, учреждения культуры, а также в густонаселенных районах города. В перечень закрытых для мотоциклистов попали проспекты Науки, Льва Ландау, Гагарина, улицы Пушкинская, Сумская, Клочковская, Героев Труда и другие.

— Вопрос очень важный, который назрел давно, — сказал тогда городской голова Геннадий Кернес. — С приходом весны, с наступлением лета в Харькове происходят мотогонки на улицах и проспектах. Перечень данных улиц и проспектов мы будем дополнять постоянно, где будут обращения жителей на вызовы, которые делают им разгоряченные ребята, находясь на своих конях.

Однако наступила новая весна, и мотоциклисты снова устраивают гонки на своем излюбленном месте — проспекте Гагарина.

— У меня годовалый ребенок. Из-за страшного рева моторов (а мотоциклисты, как говорит мой муж, специально снимают глушители) он просыпается в истерике. Успокоить невозможно, он пугается, — сетует молодая мама Елена. — Ну надо же что-то делать. Неужели с ночными мотогонщиками никак нельзя справиться, куда смотрит полиция?

На сайте горсовета появилась соответствующая петиция городскому голове.

— Запретить ночную шумную езду на мотоциклах по пр. Гагарина, — предлагает автор обращения.

По словам спикера патрульной полиции Харькова Карины Курбановой, по поводу петиции горсовет с патрульными не связывался.

— Каких-то предложений от мэрии — например, принять сверхмеры или установить дополнительные рейды — не поступало. Поэтому мы работает в штатном режиме — каких-то дополнительных дежурств в ночное время на проспекте Гагарина не устраиваем, — говорит Карина Курбанова.

При этом она признает: проблема с ночными мотогонщиками в этой части города им хорошо известна. Однако только лишь силами патрульной полиции с ней не справиться.

— Безусловно, наши экипажи патрулируют проспект Гагарина и днем, и ночью. У каждого есть свой «квадрат», — рассказывает спикер патрульной полиции Харькова Карина Курбанова. — Если экипаж не на выезде, то непосредственно патрулирует улицы, общается с гражданами — каждый в своем районе. Патрульные хорошо знают все «критические места». Например, где-то часто происходят кражи, где-то — разбои, какую-то улицу облюбовали наркоманы или ночные гонщики. Такие места патрульные обязательно включают в свой свой маршрут и уделяют им особое внимание. Если поступает вызов от жильцов на номер 102 об очередных гонках — патрульные моментально реагируют и выезжают на место. Правда, не всегда успевают застать нарушителей — те, естественно, не дожидаясь правоохранителей, успевают уехать.

Куда смотрит полиция?


В прошлом году, говорит Карина Курбанова, по инициативе городского совета были установлены знаки 3.6 — движение мотоциклов запрещено, в частности, и на проспекте Гагарина. Тем не менее мотоциклисты нередко их попросту игнорируют.



— Если водители мотоциклов допускают правонарушения — патрульные, безусловно, на них реагируют и дают команду остановиться. Проверяют документы, выписывают штрафы и даже эвакуируют мотоциклы на штрафплощадку, когда, например, нет, категории на вождение мотоцикла в правах. А такие случаи очень и очень распространены, — признается спикер патрульной полиции Харькова.

Человеческая жизнь важнее


Добросовестные байкеры, по словам Карины Курбановой, останавливаются. Однако немало и таких, кто пытается скрыться.

— Из соображений безопасности (чтобы не допустить аварий, несчастных случаев), патрульные не пускаются в погоню за нарушителем. Человеческая жизнь в конечном итоге важнее, чем штраф. Поэтому бывает, что такие мотоциклисты уезжают, но в скором времени все равно где-то попадаются, — рассказывает спикер патрульной полиции. — Например, зимой была ситуация, правда, с квадрациклом. В районе Одесской патрульные хотели остановить транспортное средство, проверить документы у водителя, поскольку он ехал без шлема. Однако тот не отреагировал и улизнул во дворы. Квадрацикл, конечно же, более маневренный, так что пока наша «патрулька» пробралась — он успел «оторваться». А через время патрульные услышали крик о помощи — оказывается, этот квадрацикл просто перевернулся в сугробе, а потом еще и скатился в яму.

За превышение скорости остановить не могут


Остановить байк за превышение скорости патрульные не могут, даже если он летит «со скоростью звука».

— К сожалению, нет приборов по определению скорости такого транспортного средства, поэтому сейчас мы не можем останавливать тех же мотоциклистов за превышение скорости, — разводит руками Карина Курбанова. — Иностранные партнеры обещают помочь, но нужно же еще на законодательном уровне это как-то оформить, прописать.
 
По словам Карины Курбановой, в борьбе с наглостью ночных мотогонщиков правоохранители очень рассчитывают на помощь общественности.

— Полиция только лишь своими силами не сможет решить проблему. Скорее всего, надо объединить усилия, возможно, с с общественными активистами, которым не безразлична жизнь нашего города, — говорит она. — Они могут прийти в Управление патрульной полиции и записаться на прием к начальнику. Кроме того, отдел по связям с общественностью патрульной полиции Харькова тесно сотрудничает гражданскими активистами.