В канун Нового года, 30 декабря, на втором пленарном заседании 54-й сессии горсовета депутаты приняли бюджет и Программу социально-экономического развития на 2006 год. Возмущенные происходящим в зале, народные депутаты Дмитрий Святаш и Михаил Добкин, входящие в Партию регионов, по «свежим следам» собрали пресс-конференцию, чтобы поделиться впечатлениями с журналистами.

Как заявил Дмитрий Святаш, «Сегодня мы имеем «карманный» для мэра городской совет. Ничего общего с местным самоуправлением на прошедшей сессии я не увидел». По его словам, предложенный проект бюджета у депутатов сначала энтузиазма не вызвал, но городской голова Владимир Шумилкин проявил настойчивость и «в достаточно угрожающем тоне продавил решение о переголосовании». Причем предложение одного депутата о поименном голосовании мэром было отклонено. Владимир Андреевич также настоятельно советовал не голосовать за создание специальной комиссии, которая бы занялась проверкой формирования тарифов на квартплату. «Мэр последовательно выступает за то, чтобы харьковчане платили больше за непонятное качество услуг с непонятной структурой себестоимости», — отметил парламентарий.
Комиссию из депутатов городского совета, которая бы занялась проверкой внутренней составляющей квартплаты, в который раз предлагал создать Геннадий Кернес. И получил… от ворот поворот. По мнению «регионала» Михаила Добкина, сегодня городской голова отказал харьковчанам в достоверной информации об «оптимизированных» тарифах: «Может быть, в квартплату входят такие составляющие, за которые люди не обязаны платить? Все могла бы проверить и подтвердить комиссия, в которой были бы представлены депутаты всех фракций, но данное предложение было заблокировано лично мэром».
По словам народных депутатов, Владимир Андреевич с легкой руки призвал депутатов не голосовать за поправку, внесенную фракцией Партии регионов. «Регионалы» же, в свою очередь, предлагали изыскать возможность увеличить доходную часть бюджета и компенсировать харьковчанам увеличение тарифов. «То есть мы предлагаем, чтобы не харьковчане платили дополнительные средства, а данные суммы компенсировались за счет увеличения доходов городского бюджета, — пояснил Дмитрий Святаш. — Вот эти бы деньги и направлялись на развитие ЖКХ. На текущие нужды жилищников на этот раз направленно 350 тысяч гривен на весь год. А сегодня речь идет о том, что ЖКХ недофинансировано на 50 миллионов. То есть получается, что вот эти 49 миллионов планируется вытащить из карманов харьковчан?»
Дмитрий Святаш подчеркнул, что резервы в городе есть, и немалые, главное — знать, где искать. К примеру, на этот год от приватизации коммунальной собственности запланировано положить в городскую казну 31 миллион гривен. «Это же просто насмешка, — возмущается Дмитрий Владимирович. — Ведь мы знаем, каковы в городе цены на недвижимость. Либо часть этих денег не попадает в бюджет и идет на взятки чиновникам, либо за эти смешные деньги собственность купит структура, приближенная к руководству города и области. Это сумма могла бы быть значительно увеличена, если бы проводились аукционы». А вот от продажи земли и нематериальных активов городские власти намерены получить 53 миллиона гривен. «Сегодня мы прекрасно знаем, сколько стоит гектар земли в центре города — право аренды земельного участка, исходя из коммерческой информации, стоит в центре города на сегодняшний день один миллион долларов, а некоторые участки и больше, — размышляет парламентарий. — Мы предлагали найти компенсаторы, но все эти предложения были заблокированы мэром. Ничего общего с публичной демократией и местным самоуправлением, по крайней мере, исходя из прохождения этой сессии в горсовете, не наблюдается». В дополнение вышесказанного Михаил Добкин подчеркнул: «Харьковская земля принадлежит не исполкому и не депутатам, а городской громаде, и прибыль от этой земли должны получать не чиновники… Я хочу напомнить, что имущество территориальной громады принадлежит всем харьковчанам, а не группе людей, которые сегодня в городе узурпировали власть».
Тем не менее решение о городском бюджете Харькова было принято. Как сообщается на официальном сайте горсовета, общий объем доходов городского бюджета установлен в размере 1 млрд. 45 млн. 932 тыс. гривен. В таком же объеме установлен и размер расходов. Начальник главного управления бюджета и финансов Татьяна Таукешева рассказала, что основными источниками доходов будут поступления от подоходного налога с граждан и платы за землю, а также от местных налогов и сборов. Расходы по-прежнему сохраняют преимущественно социальную направленность.
Она подчеркнула, что в сравнении с предыдущим годом бюджет Харькова вырастет на 21,7%. При этом в сравнении с предложениями Кабинета министров объем бюджета города увеличен на 115 млн. гривен, в том числе за счет собственных доходов — на 17,3 млн. гривен. Рост расходов же бюджета города на 2006 год в сравнении с предыдущим годом прогнозируется в таком объеме: на образование — на 26,8%, на здравоохранение — на 35,5%, на содержание органов местного самоуправления — на 31,8%, на содержание территориальных центров и молодежных программ — на 43,3%, на культуру — на 47,9%, на физическую культуру и спорт — на 28%.
Утвержден и перечень защищенных расходных статей: зарплаты бюджетникам и начисления на них, приобретение медикаментов и перевязочных материалов, обеспечение продуктами питания, оплата коммунальных услуг и энергоносителей для бюджетных организаций, обслуживание внутреннего долга, трансферт населению, трансферты районным бюджетам.
Согласно Программе социально-экономического развития на 2006 год, городские власти ставят перед собой задачу улучшения технического состояния жилого фонда, совершенствование системы управления предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, формирование системы института собственника жилья. Не уходит на задний план и задача реанимации уличного освещения в городе. Однако, как отмечается в программе, выполнение всех поставленных целей в значительной мере зависит от решения на государственном уровне вопросов по принятию законодательных актов, связанных с дальнейшим развитием жилкомхоза. Финансирование мероприятий в сфере жилкомхоза предполагается осуществлять за счет средств городского бюджета, субсидий и субвенций из госбюджета, собственных средств жилищников, средств инвесторов и кредитов. Также городские власти планируют вести в следующем году строительство жилья. За счет субвенций предусматривается финансирование строительства социального жилья, жилья для отдельных категорий военнослужащих и молодежного кредитования.
В связи с тем, что, согласно законодательству, необходимо утвердить на сессии горсовета решение о городской избирательной комиссии по выборам депутатов местного совета и Харьковского городского головы в период с 5 по 9 января, депутаты решили продолжить работу сессии 9 января. Все целевые городские программы также будут рассматриваться в этот день.