Харьков

  • 1829
  •  / 

Новый год – избавление от собственного рационализма

Новый год – избавление от собственного рационализма
Новый год — не просто традиционный и всеми любимый праздник. В его праздновании, как объясняют специалисты, заложен глубокий смысл.
Время проведения Нового года и Рождественских праздников совсем не случайно. В большинстве стран празднование Нового года издавна приурочено именно к середине зимнего периода, когда зима достигает своего астрономического пика: самого короткого светового дня. Когда подходит это время — наступает отсчет нового цикла. «Поэтому дело не столько в традиции, — объясняет главный психотерапевт Министерства охраны здоровья Украины заведующий кафедрой психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования профессор Борис Михайлов, — а в том, что «вмонтированные» в каждого из нас внутренние биологические часы откликаются на эту смену календаря. И несмотря на то, что зима еще в разгаре, человек уже ощущает начало нового жизненного цикла. Потому-то вполне естественно, что с Новым годом связаны все чаяния, положительные эмоции и приподнятое настроение. Новогодний период — биологическая предоснова подготовки к приходу весны».
Кроме того, считает маститый психотерапевт, человечество просто нуждается в определенном механизме возврата в детство хотя бы на короткое время, когда «взрослые» повседневные дела и заботы отставляются в сторону, когда можно расслабиться и снизить личную ответственность за происходящее. Этот день предоставляет редкую возможность превратиться в мальчика или девочку, которые с нетерпением ожидают подарка под елкой и переживают то безоблачное состояние, когда взрослая жизнь еще впереди. Ребенок не знает, что там его ждет в будущем, и мечтает поскорее стать взрослым. «А потом всю жизнь об этом жалеет, — добавляет Борис Михайлов. — Лион Фейхтвангер охарактеризовал человечество еще на рубеже XIX-XX века, сказав, что люди устали от собственного рационализма. За прошедшие сто лет человечество устало от него в сто раз больше. И поэтому нам нужны праздники, и тем более — Новый год. Есть аутотренинговый психологический прием. Ему обучают людей экстремальных профессий, когда человек в своем представлении формирует субъективно приятную для себя среду: это может быть детская комната, самый счастливый период в жизни — отдых на берегу моря, например. Человек в трудные минуты может отрешиться от происходящего и «вернуться» туда хотя бы на несколько секунд. Это позволяет побыть в приятной, безопасной для себя атмосфере и восстановить свой психологический ресурс. Новый год — праздник, когда все могут побывать в детской комнате, и этот механизм психологического сброса напряжения и подготовки к новому циклу повседневных забот существует не случайно».
Ген памяти предков, по мнению Бориса Владимировича, тоже играет в праздновании Нового года не последнюю роль. Человечество, с течением времени все более погружаясь в техногенную, технократическую цивилизацию, отрывается от своих генетических корней — былого существования в суровом мире, полном опасностей. Мир становится все более комфортным и управляемым, и это вызывает еще одну потребность в празднике. Новогодний праздник — дань генетической памяти: живой огонь, символическое дерево среди страшного мира. Когда-то люди вот так же собирались и вместе переживали ощущение временной безопасности и защищенности.
Борис Михайлов уверен, что Дед Мороз как символ Нового года тоже не случаен. Это — воплощенная в метафорическом образе надежда, прежде всего, на эмоциональное, душевное вознаграждение за прошедший год. Дед Мороз — хороший символ: он понятен и детям, и взрослым.
— Почему дедушка? — рассуждает Борис Владимирович. — Потому что пожилые люди ассоциируются в основном с душевной добротой и сердечностью. Им для себя в жизни ничего не нужно, они получают удовольствие, делая добро другим. Дед Мороз — добрый, умный, щедрой рукой раздающий подарки — олицетворение Нового года. Это наиболее воспринимаемый позитивный образ.
— Ну а чем была бы хуже Бабушка Мороз? — попыталась я восстановить справедливость.
— Бабушка не совсем подходит, — остался непреклонным профессор, — потому что существует социальное распределение ролей. Бабушка — хранительница домашнего очага: не к лицу ей ходить с мешком и путешествовать на упряжках — не бабушкино это дело. Но она организует все так, что Дед Мороз имеет возможность ходить и разносить подарки.
— Так все-таки бабушка организует Деда? — обрадовалась я.
— Конечно! — заверил Борис Владимирович.

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Вечірні Новини

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube
О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.1577 грн
100 USD 2782.42 грн
100 EUR 3163.9 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи