Контрольно-ревизионное управление в Харьковской области выяснило, что эффективность использования бюджетных инвестиций, направленных на капитальное строительство и реконструкцию объектов разных сфер коммунального хозяйства области, по-прежнему остается низкой.
Исследование, выполненное отделом организации и проведения аудиторских исследований регионального управления КРУ, проводилось во втором полугодии ушедшего года. Коснулось оно средств, которые направлялись в 2003-2004 годах и в первой половине 2005 года преимущественно на объекты коммунальной формы собственности. Как показал анализ показателей затрат, продукта, качества и эффективности, не удалось достичь ни бесперебойной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, ни уменьшить количества объектов незавершенного строительства (наоборот, увеличение троекратное). Значительные суммы, выделяемые на эти цели, ситуации не улучшили.Основной поток финансирования инвестиционных и аварийных объектов приходится у нас на строительство третьей очереди Харьковского метрополитена — 59,4% (109 192,8 тыс. грн.). На втором месте — жилищно-коммунальное хозяйство — 22,9% (42 тыс. грн.). После жилищно-коммунальной сферы — в порядке убывания удельного веса финансирования — находятся газификация населенных пунктов, далее — образование и здравоохранение. Несмотря на бюджетную поддержку, количество техногенных аварий не уменьшается: в 2004 г. их стало на 20% больше, чем в 2003 г. А количество жалоб на работу предприятий ЖКХ увеличилось за тот же период на 14%.
Сотрудники Контрольно-ревизионного управления в Харьковской области установили несколько причин такого состояния. Самой главной они считают несовершенство действующего механизма распределения средств из госбюджета местным бюджетам и просчеты при определении объемов финансирования. Кроме того, не было надлежащего контроля за тем, кому предоставляются полномочия распоряжаться бюджетными средствами. Скажем, при утверждении областного бюджета на 2003 г. главным распорядителем денег для 11 объектов было назначено Главное управление ЖКХ Харьковской обладминистрации, которое не является специализированной организацией в сфере капитальных инвестиций. Среди других причин удручающего состояния этой сферы специалисты называют несовершенство порядка использования бюджетных средств на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт, а также системы контроля главных распорядителей (которыми преимущественно являются органы местной исполнительной власти) за использованием бюджетных средств.
Сотрудники КРУ определили, что при использовании средств из бюджета допускаются серьезные нарушения в виде завышения объемов работ и стоимости строительных материалов, нецелевого использования таких средств. Общая сумма упомянутых нарушений по Харьковской области составила почти 6 млн. грн., что составляет около десятой части выделенных на указанные цели бюджетных средств. Среди нарушителей замечены заказчики и исполнители строительных и ремонтных работ как в районах, так и в самом областном центре.
Кроме того, в результате анализа движения бюджетных средств от главных распорядителей к непосредственным исполнителям робот были установлены неоднократные случаи, когда договоры подряда заключались не напрямую с исполнителями работ, а через посредников. В качестве примера можно привести Харьковский метрополитен, при строительстве которого дирекция неоднократно прибегала к услугам посредников, что опять-таки привело к ослаблению контроля. Исполнителем работ был выбран «Харьковметрострой», который подписал договор с «Харьковмонтажспецстроем», а тот в свою очередь нанял выполнять работы шесть других подрядчиков. Массовое вовлечение посредников в систему использования бюджетных средств указывает на существование резервов по уменьшению стоимости проведенных работ за бюджетные деньги.
Примечательно, что нарушения и странности, выявленные в нынешнем исследовании отделом организации и проведения аудиторских исследований КРУ в Харьковской области, повторяются из года в год. «Вечерка» и ранее писала на эту тему (см. «Что нам стоит все достроить» в № 74 за 2004 г.), но проблемы остались те же. По всей видимости, представители законодательной и исполнительной властей государственного и регионального уровней не особо желают полноценно заниматься использованием бюджетных средств на капитальное инвестирование объектов, относящихся к коммунальной собственности. Впрочем, сотрудники КРУ подготовили целый перечень рекомендаций как на центральном, так и на местном уровнях.