Говорящее платье, автомобильное кресло из «человеческой» кожи, «золотой» мусорный бак и прочие удивительные экспонаты с философским смыслом более чем на месяц обосновались в «ЕрмиловЦентре».

На выставке «Границы/линии отреза» представлено сорок работ польских художников и дизайнеров из коллекции Центра современного искусства в Торуни (Польша).

Прошлой осенью в «ЕрмиловЦентре» прошел фестиваль украинского дизайна, который посетил арт-куратор Центра современного искусства в Торуни Кшиштоф Бялович. Работы украинских мастеров впечатлили Кшиштофа — до своей поездки в Украину он знал лишь нескольких украинских художников. Поляк предложил показать в Харькове часть коллекции Центра современного искусства, чтобы познакомить Украину с работами известных польских авторов.

В таком масштабе польские авторы еще не презентовались


— Это своеобразный срез искусства Польши — начиная от середины прошлого века и до настоящего времени. Работы представлены в нескольких жанрах — есть живопись, видео, объекты, инсталляции, перформанс, — рассказывает директор центра современного искусства «ЕрмиловЦентр» Наталия Иванова. — В таком масштабе польские авторы в Украине еще не презентовались. Это первый проект, когда арт-институция какой-нибудь страны приезжает и показывает свою коллекцию в украинской арт-институции. Возможно, подобные обмены ранее проходили между музеями — я этого точно не знаю, — но современные центры искусства и галереи Украины в таком точно раньше не участвовали.

Идеи придется разгадывать


Проект «Границы/линии отреза» не только знакомит харьковчан с польским современным искусством, но и призывает задуматься над местом и ролью художника в мире. Работы польских авторов философичны. Над идеями, которые художники хотели донести зрителям, нужно задуматься, попробовать разгадать.

— Здесь все необычно. Инсталляция из сплетенных человеческих волос. Центр зала, расчерченный на определенные линии черным цветом, — перечисляет Наталия Иванова. — Очень интересно смотрится инсталляция из неонов, созданная польскими авторами в 1960 году, тогда как украинские художники только сейчас начали работать с неоном.

Один из художников создал необычное кожаное автомобильное кресло, которое очень напоминает кожу человека. Таким образом автор призывает людей задуматься о ценности человеческой жизни, напоминает о необходимости пристегиваться во время езды на автомобили ремнем безопасности — статистика автомобильных катастроф из года в год растет. Во время аварии тело человека «сплющивается» и «покрывает» автомобильное кресло своей кожей, хотел сказать своей работой польский мастер.

Мусорные баки бросаются под ноги


Посетители выставки в «ЕрмиловЦентре» то и дело спотыкаются о мусорные баки, установленные прямо в центре выставочного зала. Один из них — золотой, другой — черный. Это не просто мусорники, а работа художника-концептуалиста Ярослава Козловского. Его цель — обратить внимание на абсурдность ситуаций, когда люди с жиру бесятся и начинают вкладывать деньги в смешные вещи: например, заказывают мусорные баки или унитазы из золота. Однако никакой дополнительной функциональности это не дает.

Современное искусство должно заставлять думать


— Люди сами себе рисуют границы. Затем они либо удаляют их, либо умудряются через них перешагнуть, либо остаются, где были, замыкаются и мыслят исключительно в определенных рамках. Кшиштош предлагает удалить эти границы и посмотреть на польское искусство (да и вообще на жизнь и отдельные ее явления), не ограничивая свое сознание, воображение и мышление, — резюмирует Наталия Иванова. — Я видела столько работ современных художников из разных стран мира, что уже воспринимаю современное искусство не с точки зрения: «Ах, как красиво!». Мои ожидания — это всегда мысль. Мне нравятся проекты, которые призывают обратить внимание на какие-то гендерные или феминистические вопросы.

Как могла бы выглядеть женская ряса


Многие посетители на выставке фотографируются возле роскошного красного платья с длинным подолом. Это гендерный проект Агаты Збилют, которым она выражает несогласие с тем, что в католической церкви могут служить только священники-мужчины. Агата не просто сшила красивое платье, а попробовала представить, как могла бы выглядеть женская ряса. По словам автора, к церкви у нее претензий нет, она просто решила привлечь внимание к тому, что существуют области человеческой деятельности, которые доступны только мужчинам. Любопытно, что платье-ряса «разговаривает» голосом маленькой девочки, которая размышляет, почему же ей не дозволено прислуживать священнику.
 

Интересный коммуникативный эксперимент


— Цель данного проекта — показать, что границ не существует. Они являются продуктом человеческого воображения. Термин «линия отреза» взят из технологии книгопечатания, — объясняет куратор проекта Кшиштоф Бялович. — Это та область композиции, которая отрезается от конечного продукта при печати. Таким образом, именно эти линии показывают, что является важным, а что нет. В концепции этого проекта нет неважного.

По словам Кшиштофа Бяловича, ему было важно раскрыть тему межкультурных границ Польши и Украины и показать работы польских мастеров именно в Восточной Украине, в Харькове.

— Украинцы ментально другие, они немного иначе мыслят, и эта выставка — интересный коммуникативный эксперимент. Специально для харьковского зрителя я выбирал более динамичные работы, но основной критерий отбора был визуальный. Я хотел, чтобы выставка получилась разнородной: чтобы здесь присутствовали разные художники и различные жанровые формы (фотография, интерактивное искусство, графика, инсталляция), затрагивались разные темы, чтобы каждый посетитель нашел на выставке ту работу, которая будет ему близка, — признается поляк.

Галерею ждет трехдневная интенсивная программа


Помимо Харькова проект «Границы/линии отреза» уже показывали в Каунасе (Литва). Кшиштоф Бялович планирует ежегодно вывозить коллекцию Центра современного искусства в Торуни в какую-то новую страну. В планах — показать проект в Эстонии, Словакии, Германии.

В следующем году в польском Центре современного искусства в Торуни откроется выставка украинского современного искусства.

А 20–22 апреля в «ЕрмиловЦентр» приедут некоторые участники выставочного проекта. Они будут проводить воркшопы, мастер-классы, лекции, перформансы — галерею ждет трехдневная интенсивная программа. Вход на мероприятия — бесплатный.

— Я часто посещаю творческое пространство «ЕрмиловЦентра» и мне нравится, как выставки меняют само пространство галереи. В этом случае появились новые сдержанные тона. Интересно, что объекты польских художников занимают не только стены, но и пол. Много интерактивных предметов — таких, как мусорные баки,  о которые люди постоянно спотыкаются, — улыбается харьковский художник Алексей Яловега.