Впервые за всю историю завода им. Малышева там проходил День открытых дверей. Хотя еще в начале 90-х однажды всех желающих пустили за заводскую проходную, но плотная завеса секретности все же оставалась.

Помнится, тогда, полтора десятка лет назад, посетителей впустили всего лишь на два часа и дальше «площади» посреди территории завода им. Малышева никого не пустили.
Сейчас все было по-другому. Несколько тысяч людей с большим интересом побывали на экскурсии по заводу. Сначала все могли осмотреть выставку техники — начиная от танков и заканчивая квадроциклами. А вот что было точно впервые, так это разрешение фотографироваться на территории предприятия. Сотни объективов щелкали непрестанно. Конечно, особый интерес вызвали танки, даже у взрослых горели глаза, не говоря уже о детворе. Возле каждого танка буквально выстраивались очереди, чтобы сфотографироваться на настоящей броне. Это и понятно, ведь не каждый день есть такая возможность. 

Впрочем, многие из посетителей использовали возможность, чтобы вернуться на родное предприятие, которому отдали немало лет. Вспоминали в этот день и о них, бывших ударниках труда. «Но не стоит думать, что лучшие времена для завода уже позади, — подчеркнул новый директор предприятия-гиганта Виталий Немилостивый. — На-
оборот, у нас очень большие планы. Ведь предприятие работает, и, думаю, будем наращивать объемы производства». 

В подтверждение этих слов прошло награждение сегодняшних лучших работников завода. Как в старые добрые времена, им вручали памятные подарки — наручные часы. Один из награжденных, старший мастер производственного участка Юрий Коломиец, работает на предприятии вот уже 34 года. На его веку сменился не один руководитель. С новым директором он разделяет оптимистичный настрой: 

— С приходом нового директора — Немилостивого Виталия Александровича — начали выплачивать заработную плату, задолженность осталась только за май этого года. Сейчас завод выполняет заказ для украинской армии. Мы модернизируем танки Т-64 в «Булат», то есть ставим на них более мощный двигатель, новую аппаратуру. Так что, это направление довольно перспективное, а значит, будем работать. 

Положительно процессы реструктуризации, которые проходят сейчас на заводе, оценил и побывавший там глава Харьковского облсовета Василий Салыгин. Хотя и подчеркнул, что он в принципе против войны и лучше бы больше производилось мирной продукции, чем военной. Но и он не смог сдержать восторга, когда несколько машин малышевского производства продемонстрировали свои возможности. Это было настоящее шоу. Большинство пришедших, пожалуй, впервые видели такое зрелище. Демонстрируя маневренность, бронетранспортер и танк выделывали такие пируэты, которые не на каждом автомобиле сделаешь. Вот это показ продукции! С выдумкой. 

— Завод им. Малышева — закрытое предприятие и в обычное время зайти на его территорию просто невозможно, — рассказывает директор завода Виталий Немилостивый. — Мы тщательно продумывали программу. А целей было несколько. Во-первых, показать продукцию. Во-вторых, привлечь новую рабочую силу, и в первую очередь именно тех, кто уже здесь работал, так как у них много опыта. В «смутные времена» предприятия люди отчаялись и ушли, и мы хотели показать им, что завод начинает нормально работать. Проект реструктуризации предприятия уже сдали в Министерство промышленности, он должен быть утвержден в течение двух недель. Проект включает в себя продажу непрофильных активов завода, которые не понадобятся как минимум в ближайшие 10 лет. Из таких активов, например, мукомольное производство, которое было нужно в середине 90-х, когда за сельскохозяйственную технику, производимую заводом, расплачивались зерном, и этот актив, возможно, был необходим для завода. Или база отдыха им. Соича, на содержание и развитие которой у завода нет средств. Когда эту базу отдыха купят, то она «воскреснет» и на ней смогут нормально отдыхать как работники завода, так и все харьковчане. У нас по сути будет два производственных предприятия. Первое — сам завод им. Малышева, который будет заниматься производством военной техники, как и раньше. Второе — завод транспортного машиностроения. Согласно последним маркетинговым исследованиям, рынок очень нуждается в такой технике. Ведь сейчас в Украине планируется массовая реконструкция и строительство дорог и для этого закупается иностранная техника, а она значительно дороже, чем будет наша. Также создается пять конструкторских бюро, точнее три уже есть — это для угольной промышленности, нефтегазовой и аварийного дизельного производства. Остальные два — новые, например, легкобронированной техники, производство которой перенесли с завода ХТЗ, купленного россиянами, на завод им. Малышева. Это большой плюс для нас, так как будут заказы, появятся новые рабочие места. Мы рассчитываем, что к нам перейдут люди, работавшие над этим на ХТЗ. Все КБ будут подчиняться заместителю генерального директора. 

— После реструктуризации будут ли сокращения? — спрашиваю директора. 
— Сейчас коллектив оптимизирован, и мы уже набираем новых людей. На заводе существовала очень хорошая традиция трудовых династий, которая, к сожалению, была нарушена из-за нестабильной работы завода. Мы надеемся восстановить эту традицию. Но для этого нужно показать молодому поколению надежность работы завода, что здесь можно будет проработать не один десяток лет. И к тому же зарплата на заводе должна быть выше, чем средняя по Харькову. Сейчас у нас средняя зарплата у рабочего на заводе 1200 гривен (зависит от квалификации рабочего), но мы планируем повысить до 1800 гривен. 

— А когда планируете погасить задолженность по зарплате работникам завода? Люди жалуются. 

— Конечно, задолженность по заработной плате есть. Но мы постепенно ее сокращаем. У тех, кто сейчас работает на заводе, задолженность осталась только за апрель. И в первую очередь мы выплачиваем деньги тем, кто не покинул завод в трудные времена, остался работать. Изначально погашаем задолженность по зарплате рабочим, ведь они меньше всех виновны в том, что с заводом происходило. Позже погасим долги тем, кто уволился, чего не сделали сразу, так как у завода, к сожалению, не было на это денег. Сумма задолженности по зарплате составляет около 5 млн. гривен, а всего у завода долгов на сумму примерно 16 млн. гривен. Сейчас на заводе работают 6000 человек и еще более тысячи нужно. 

— Насколько наши танки пользуются спросом на мировом рынке

— Наши танки в 1,5-2 раза дешевле, чем иностранные. При этом по качеству почти ни чем не уступают. Но стоит учитывать, что решение покупки оружия, всегда прежде всего политическое, ведь при заказе на танки сотрудничество длится 30-40 лет. И зависит от многих факторов, не относящихся к самой продукции, например политическое влияние страны-производителя. 

— Сколько планирует получить предприятие от продажи ненужных активов и на что они будут потрачены? 
—Так как все объекты, полный список которых будет выставлен на сайте завода, будут выставлены на аукцион, то сказать полную сумму, которая будет получена, нельзя. Но начальная стоимость объектов составляет 250 млн. гривен, которые будут потрачены на погашение долгов завода и на приобретение нового оборудования и модернизацию старого для более эффективной работы. И только 25% мощности завода будет военным производством и соответственно 75% — гражданским, чтобы не зависеть только от заказов на оружие. Тем более сейчас очень много «мирных» заказов — асфальто-
укладчики, катки, эскалаторы и так далее. А вот производство сельхозтехники невыгодно, так как наши аграрии не могут заказывать большое количество комбайнов «Обрій», что было бы выгодно и нам, и им, то есть при производстве малой партии цена на них будет слишком высока для наших аграриев. Ведь для организации экономически целесообразного производства и сервисного обслуживания необходимо, чтобы в эксплуатации находилось около тысячи комбайнов.