Куда хочу — туда еду: харьковские троллейбусы меняют маршруты буквально на ходу.

В редакцию позвонила читательница с вопросом: должны ли вернуть деньги пассажирам, если водитель на полпути передумал ехать в заявленном направлении?

Троллейбус №35 курсирует с Северной Салтовки до Одесской. Но в минувший четверг утром он изменил маршрут, о чем на каждой остановке по улице Гвардейцев-широнинцев пассажиров громогласно предупреждала водительница: «Троллейбус следует до Барабашова». При входе в салон — суета и суматоха: те, кто намеревался ехать по традиционному маршруту в сторону Одесской, отходят назад, а желающие добраться до метро «Академика Барабашова» впопыхах занимают места в троллейбусе.

Пассажиры добросовестно передают деньги за проезд водителю, поскольку кондуктора в салоне нет. И вдруг на перекрестке, именуемом в народе «50 на 50», водитель как бы невзначай замечает: «Троллейбус следует по своему маршруту». Народ даже внимания не обратил на неожиданное объявление и прозрел лишь через пару минут, когда троллейбус неожиданно повернул на проспект Льва Ландау.

— Девушка, вы что, издеваетесь? — возмутилась одна из пассажирок, обращаясь к водителю.

— Это не я — это диспетчер, — как ни в чем не бывало ответила та.

Большинство пассажиров восприняли ветреное поведение водителя спокойно и даже с юмором.

— Ну, передайте привет диспетчеру! — смеется парень.

— А я дальше поеду, — обрадовался мужчина. — Вот повезло — пересаживаться не надо. Девушка, никаких больше сюрпризов не предвидится, на Московский проспект по ходу не свернем?

Лишь одна пассажирка потребовала вернуть деньги за билет.

— Я оплачивала за проезд до Барабашова, а не куда вам вздумается, — заявила она. — Неужели нельзя довезти людей, раз пообещали?

Водитель сначала вяло сопротивлялась, но под напором женщины сдалась и три гривны за билет вернула. Никто из пассажиров примеру не последовал, более того — «скрягу» проводили гробовым молчанием и неодобрительными взглядами.

Выгрузившись, люди бодренько зашагали пешком в сторону метро, а непредсказуемый троллейбус отбыл свой дорогой.

Как сообщили «Вечернему Харькову» в диспетчерской службе троллейбусного депо №2, 35-й троллейбус был отправлен не по своему маршруту из-за обрыва на линии.

— Чтобы машины не простаивали, я направила троллейбус до метро «Аакадемика Барабашова», — рассказывает диспетчер Людмила. — Но пока троллейбус ехал от улицы  Натальи Ужвий, обрыв был ликвидирован.

Информацию подтверждает и заместитель директора троллейбусного депо №2 Владимир Юрченко.

— Водитель действовал правильно, — говорит Владимир Николаевич, — Как только диспетчер сообщил, что обрыв ликвидирован и троллейбус может следовать по своему маршруту, о чем водитель предупредил пассажиров. А если бы он не выполнил распоряжение диспетчера и повез людей, оставшихся в салоне, до метро — это бы уже было грубейшим нарушением, грозящим водителю штрафом.

А вот обязан ли водитель вернуть деньги пассажирам, не доехавшим до места назначения, — вопрос, по словам Владимира Юрченко, спорный.

— Ситуации бывают разные. Допустим, в пути троллейбус сломался. Если пассажир, оплатив проезд, проехал одну остановку — деньги ему вернут. А если проехал большую часть пути, то извините, — разводит руками Владимир Юрченко. — Как правило, мы практикуем такой выход из ситуации: с приобретенными билетами пассажиры без проблем садятся в другой троллейбус, объясняя, что в предыдущем произошла поломка. Таким же способом, кстати, могли бы одну остановку проехать и пассажиры, которых обещали довезти до метро. А деньги за проезд водитель возвращать была не обязана.