Гость «Вечернего Харькова» — независимый аварийный комиссар, автоюрист, правозащитник Вячеслав Манукян.

Состояние харьковских дорог — неудовлетворительное


— Вячеслав, здравствуйте. Как вы можете оценить состояние харьковских дорог? Меня зовут Евгений.

— Чтобы оценить состояние дорог Харькова — не нужно быть большим специалистом. Достаточно просто передвигаться по нашим дорогам — и станет все понятно. Дороги не соответствуют не только европейским, но и украинским стандартам. И что самое главное — их состояние и качество не соответствуют оплате, которая взимается с автомобилистов как ежемесячный налог за использование дорожного покрытия. Естественно, состояние — неудовлетворительное.

Если магистральные дороги еще более-менее отвечают нормам безопасного передвижения транспорта и пешеходов, то подъездные, внутри- и межквартальные находятся просто в катастрофическом состоянии.

А если посмотреть официальную статистику по ДТП, то дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими из-за неудовлетворительного состояние дорог за первый квартал этого года — ноль!

— Много ли в Харькове недочетов в организации дорожного движения — неправильно установленные знаки, отсутствие разметок на дорогах и т. д.?

— Нанесение дорожной разметки уже началось, хотя, конечно же, приступать к этому процессу нужно гораздо раньше.

Безусловно, в городе есть немало дорожных знаков, которые установлены с нарушением нормативов. Чаще всего это те знаки, которые по стандартам и ГОСТам должны располагаться на определенной высоте, на определенном удалении от края проезжей части. Расположение знака вне зоны зрительного контакта водителя чревато аварийной ситуацией. Например, на Сумской возле театра им. Шевченко в переулке Грабовского — знак направления движения транспортного средства вот уже несколько лет висит на высоте практически 6–7 метров от дорожного покрытия. Хотя для того, чтобы знак был хорошо виден с места водителя, причем в любое время суток, это расстояние не должно превышать пяти метров.

Хорошая дорога — провокатор ДТП


— Вячеслав, добрый день. Меня зовут Михаил. Вот интересно: после реформы МВД увеличилось ли в Харькове и области количество ДТП?

— Статистика свидетельствует, что увеличилось. Я считаю, что это затянувшаяся и абсолютно некачественная реформа. Еще одна из причин увеличения количества дорожных происшествий, по моему мнению, — наплыв переселенцев в наш регион. Они часто попадают в ДТП. Возможно, потому что Харьков для них — незнакомый город: непривычная архитектура, ширина дорог. Еще одна причина — возрастает число автомобилей на дорогах, увеличивается транспортный поток и как следствие — растет количество ДТП. Кроме того, сократилось количество полицейских, соответственно — надзора за безопасностью движения стало меньше — какой-то процент ДТП я связываю именно с этим.

Но вместе с тем, как показывает статистика, сократилось количество ДТП с нетрезвыми водителями. Так,  за первый квартал прошлого года было зафиксировано 29 таких происшествий, а за аналогичный период нынешнего года — всего пять. Я объясняю это тем, что наконец-то были ужесточены мера пресечения в отношении пьяниц за рулем. За управление автомобилем в нетрезвом состоянии, согласно ст. 130 Административного кодекса Украины предусмотрено, кроме штрафа более 10 тысяч гривен, еще и лишение родительских прав. То есть уже нет такого: заплатил и катайся, пока второй раз не попадешься.

— А где в Харькове чаще всего случаются аварии?

— Мое глубокое убеждение, хотя нередко по этому поводу со мной вступают в спор мои коллеги и друзья-эксперты — там, где, как ни странно, хорошая дорога. То есть главная причина происшествия — скорость. ДТП из-за превышения скорости в Харькове на втором месте, на первом — ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии.

Когда участники ДТП могут разойтись полюбовно?


— День добрый. Меня зовут Вероника. Вячеслав, какие шаги нужно предпринять водителю, попавшему в ДТП?

— В правилах дорожного движения четко написано, что в случае ДТП водители обязаны оставаться на месте, включить сигналы аварийной остановки, оградить по возможности место ДТП треугольником безопасности (такой должен быть у каждого водителя). В случае необходимости следует вызвать полицию и обязательно дождаться, чтобы происшествие было зафиксировано. Затем оно вносится в Единый государственный реестр ДТП и обязательно попадает в ежедневные городские сводки.

Если есть пострадавшие и на место вызывается скорая помощь — естественно нужно оградить место, чтобы сохранить следы торможения колес авто, которые попали в ДТП. Осыпь, грязи, краски, всех элементов автомобиля — это все имеет значение для мотивированного решения о виновных в ДТП лицах, потому что иногда объяснения участников ДТП просто не выдерживают никакой критики.

— А если столкнулись два автомобиля, пострадавших нет — можно обойтись без полиции?

— Можно. Если водители ясно и четко представляют, кто виновник, а кто потерпевший, можно прибегнуть к упрощенному варианту оформления дорожного происшествия — так называемому Европротоколу. В этом случае полиция — без надобности. Европротокол — это просто уведомление о наступившем событии, заполненный обоими водителями типографский бланк. Они сами грамотно культурно, без паники и взаимных оскорблений оценили ситуацию: один признает свою вину, а другой — что он потерпевший. Титульный лист бланка остается у потерпевшего, а копия (от надавливания ручки) — у виновного. Затем они договариваются о дате встречи в офисе страховой компании виновника, оформляют страховку, и потерпевший получает страховое возмещение.

— А чего категорически делать нельзя в случае ДТП?

— Я бы посоветовал водителям, попавшим в ДТП, ни в коем случае не паниковать и не давать никаких письменных расписок. Бывает, слабохарактерные люди, подверженные воздействию со стороны более сильных личностей, чтобы поскорее избавиться от стрессовой ситуации, пишут расписку о том, что виновны и свою вину признают. Есть даже примеры расписок о том, что один участник ДТП взял у другого определенную сумму в долг (как правило, немалую!). Не дождавшись полицию, водители разъезжаются с места происшествия. Это абсолютная неграмотность и бескультурье, которые оборачивается впоследствии страданиями для «виновника» и его семьи, когда они подвергается преступному давлению со стороны вымогателей.

— Здравствуйте, Вячеслав. Ситуация такая: на пешеходном переходе мою машину «догнал» «Опель». Что делать? Меня зовут Николай.

— Прежде всего — выставить знаки аварийной остановки. Если есть возможность пообщаться на тротуаре, я бы рекомендовал выйти на безопасное место и принимать решение цивилизованно, обсуждая возникшую проблему. Если ущерб в пределах 50 тысяч гривен, и есть возможность договориться цивилизованно — следует воспользоваться правом упрощенного варианта оформления дорожного происшествия, то есть европротокола. Если договориться не удалось, и ущерб нанесен более существенный — набрать «112», заявить оператору, что произошло ДТП, и вы нуждаетесь в оформлении дорожного происшествия работниками патрульной полиции.

Куда смотрел отдел кадров?


— Вячеслав, добрый день. На днях в Харькове произошел просто вопиющий случай — водитель троллейбуса был под воздействием наркотиков. Как такое могло произойти? Проходят ли водители медкомиссию? И как медик мог не заметить по внешнему виду водителя, что перед ним наркоман?

— Лично у меня возникает вопрос: как отдел кадров этого троллейбусного депо взял на работу водителем наркозависимого человека? В ОК есть должность инспектор отдела кадров, который должен разбираться в людях, которые поступают на работу. Я бы наказал не только этого водителя, путем увольнения, но и инспектора ОК, который, поставив свою подпись, взял на работу наркомана.

Кроме того, перед выходом на маршрут водитель получает путевой лист, на котором стоят штампики службы, отвечающей за техническое состояние транспортного средства, и врача, проверившего состояние здоровья водителя. Даже, если наркотики он употребил уже будучи в рейсе, профессиональный медик не мог не заметить по характерным внешним признакам, что перед ним наркозависимый человек. И на что надеялся медработник, ставя свою печать и подпись в путевом листе такого человека — мне непонятно.

К тому же есть кондуктор, который общается с водителем — неужели он этого не видел?

Действительно вопиющий случай. За мою практику аварийного комиссара я впервые такое слышу. Да, были аналогичные ситуации с водителями грузовых авто, таксистами и даже водителями маршруток, но чтобы троллейбуса — это уже запредельно.

— Водители харьковские маршруток, как правило, не дают билеты пассажирам, хотя обязаны это делать. Чем это чревато?

— Каждый водитель маршрутного такси обеспечен билетами — просто им абсолютно наплевать, что билеты в качестве документа, подтверждающего оплату проезда, нужно выдавать пассажирам. Да и сами граждане, как показывает практика, не настаивают. И напрасно — поскольку именно билет в случае ДТП является для пассажира страховкой. Если пассажир получил травму в результате аварии — этот билетик служит доказательством, что он в конкретный момент был в транспортном средстве и претендует на страховое возмещение.

— А какая может быть сумма страховки?

— Приведу конкретный пример. Осенью прошлого года на проспекте Орджоникидзе водитель маршрутки умудрился проехать на красный сигнал светофора, столкнулся с другим микроавтобусом, в результате чего пострадали два пассажира маршрутки. Молодой парень отделался синяком, а женщина получила травмы головы и грудной клетки. Мне было поручено собрать материал для подтверждения страхового случая. Женщине выплатили 13 тысяч гривен, что покрыло ее расходы на покупку медикаментов и процедуры по восстановлению здоровья.

Как не угодить в лапы мошенников


— День добрый. Недавно попал в очень неприятную ситуацию. Парень специально (как я это уже потом понял) бросился мне под колеса. Пострадал несильно, но чтобы замять дело без полиции, попросил кругленькую сумму — мол, тогда никаких претензий иметь не будет. Я тогда страшно растерялся и пошел на его условия. А потом, немного успокоившись и поразмыслив, понял, что меня просто «развели». Вячеслав, подскажите, как правильно вести себя в такой ситуации, чтобы не попасться на уловки мошенников?

— К счастью, в последнее время, таких случаев стало меньше. И тем не менее... В такой ситуации нужно обязательно официально регистрировать событие путем вызова полицейских. Чем больше вы будете настаивать на этом — тем меньше шансов у мошенника заработать денег.

— Вячеслав, здравствуйте. Меня зовут Виктор Семенович. Во время недавнего погодного катаклизма было повреждено много автомобилей упавшими на них деревьями. Вот мне интересно, это страховой случай? Владельцы пострадавших машин страховку получили?

— Если транспортное средство застраховано по определенной программе, которая называется Договор добровольного страхования «КАСКО» — то этот риск прописывается в договорах как «стихийное бедствие» и туда входит возмещение ущерба, связанного, в том числе, и с падением дерева на автомобиль. А договоры обязательного страхования — так называемая «автогражданка» — естественно, полученный таким образом ущерб не покрывают. Это не тот вид страхования. Но вызвать полицейских для фиксирования события, все же нужно — чтобы претендовать, например, на возмещение от городских властей, коммунальных служб, если, конечно, их вина будет доказана.

Личное дело
Вячеслав Сейранович Манукян родился 6 августа 1964 года в Тбилиси. В Грузии начал службу в милиции. В 1989 году по собственному желанию написал рапорт о переводе на постоянное место службы в Харьков. Продолжил службу инспектором, старшим инспектором ДПС ОГАИ Харькова. Работал участковым инспектором, старшим участковым инспектором. Травмирован при прохождении службы с последствиями для здоровья. Уволен в отставку по состоянию здоровья.
Сейчас — независимый реестровый аварийный комиссар, автоюрист, правозащитник, директор экспертно-юридического агентства страховых расследований «Авангард».
Женат, двое взрослых детей.
Хобби — бильярд, туризм, футбол.