Харьковский театр оперы и балета реанимировал балет, который двадцать лет назад ставился в Донецке по заказу норвежцев.
Правда, в харьковском спектакле немного изменена концепция отдельных сцен, сценическое оформление стало более современным.Балет «Пер Гюнт» по мотивам драматической поэмы норвежского драматурга Генрика Ибсена на музыку Эдварда Грига поставил балетмейстер Вадим Писарев — звезда мирового балета. Премьера в исполнении артистов Донецкого театра оперы и балета состоялась двадцать лет назад в Норвегии.
— Мы поставили этот балет именно сейчас, потому что в нынешнем году — двадцатилетие постановки. В 1997-м реализовывали совместный проект с норвежской стороной, и премьера состоялась в Тронхейме — первой столице Норвегии — во время празднования тысячелетия города, — рассказывает народная артистка Украины, художественный руководитель балетной труппы ХНАТОБа Инна Дорофеева. — Премьера тогда прошла с большим успехом: спектакль и его постановщик (он же исполнитель главной партии) Вадим Писарев были удостоены высокой награды — приза норвежской прессы «Золотая роза».
По словам Инны Дорофеевой, «Пер Гюнт» — особенный балет, ведь он пропитан духом Норвегии. Двадцать лет назад, когда украинские артисты приехали в Норвегию, их водили по всем местам, которые упоминались в пьесе Ибсена. Они имели возможность прочувствовать характер страны, чтобы выплеснуть аккумулированные эмоции на сцене.
Харьковский «Пер Гюнт» несколько отличается от донецкого.
— Над нынешним спектаклем работал другой художник-постановщик — Надежда Швец. Соответственно, визуальное решение другое: оформление сцены, костюмы — все немного иначе, — рассказывает Инна Дорофеева.
По ее словам, балет стал более современным — в действие органично вплетается огромный проекционный экран. Он подчинен сценической среде и дает ощущение большей глубины пространства. Кроме того, экран значительно упрощает смену картин, которых в спектакле немало. Что касается хореографии, постановка практически не изменилась — на протяжении 20 лет менялись только составы.
— Хореография основана на классике, но она более свободна — то, что мы называем неоклассикой, — говорит Инна Дорофеева.
В основе сюжета — рассказ о приключениях крестьянского парня, весельчака и затейника Пера, выбравшего в жизни опасный путь — жить в свое удовольствие. Две женщины, любящие Пер Гюнта, — мать Озе и юная Сольвейг — всю жизнь провели в ожидании, а Пер Гюнт в странствиях и приключениях. Умирающей матери он рассказывает о своих путешествиях, скрашивая ее последние минуты. К Сольвейг он приходит уже старым и несчастным, осознав, что жизнь его растрачена попусту.
В спектакле мощная фольклорная составляющая — тролли, гномы, феи. Благодаря декорациям и мастерски созданным костюмам зритель перемещается в места их обитания — норвежские леса и равнины, путешествуя вместе с героями во времени и пространстве.
Окунуться в волшебную атмосферу музыки и танца харьковчане смогут 13 и 14 мая.