Новый сотовый телефон iPhone корпорации Apple поначалу будет распространяться в Европе лишь в трех странах — Великобритании, Германии и Франции. Невелико и число операторов, в сетях которых будет работать новая модель. Американская корпорация ведет переговоры о партнерстве с лидерами европейского рынка — O2, T-Mobile, Orange и Vodafone. Наиболее близка к заключению сделки O2.

В трех странах Старого Света iPhone будет продаваться с этой осени, на остальной территории телефон будет доступен лишь в 2008 г., тогда же ожидается и его появление в Азии. По словам информированных источников, изначально продаваемые в Европе телефоны iPhone предназначены для работы в сетях “второго с половиной” поколения (2,5G), хотя многие европейские операторы, включая Vodafone, уже предлагают более совершенные услуги связи третьего поколения (3G). В зависимости от комплектации iPhone будет стоить $499 или $599. Некоторые наблюдатели полагают, что при продаже модели с объемом памяти 8 Гбайт ($599) норма прибыли Apple достигает 55%.

Параллельный вывод новинки на рынки трех стран оправдан, поскольку ни один из ведущих сотовых операторов региона не охватывает всей его территории, считает директор по исследованиям аналитической фирмы Gartner Каролина Миланези. Соответственно, наиболее рациональным для Apple было бы партнерство с лидерами рынка. Orange, подразделение France Telecom, доминирует на французском сотовом рынке, входящая в Deutsche Telekom T-Mobile лидирует в Германии, а контролируемая испанской Telefonica O2 — в Великобритании.

Переговоры с Apple сопряжены для европейских операторов с определенными трудностями: американская компания, видимо, ставит партнерам более жесткие условия, чем другие производители телефонов. По имеющимся сведениям, при заключении сделки между Apple и крупнейшим оператором связи США AT&T именно компания Стива Джобса фактически диктовала условия (обычно ведущая роль на таких переговорах принадлежит оператору). В результате Apple добилась очень выгодных для себя условий, в том числе значительной доли дохода от обслуживания абонентов. В США новые телефоны также работают в сетях 2,5G. Сделка с AT&T пока носит эксклюзивный характер.

Схема вывода iPhone на рынок Европы была отработана Apple еще во время выпуска популярного плейера iTunes в 2004 г.: тогда устройство поначалу также было доступно лишь в Британии, Германии и Франции. По словам Миланези, Apple должна будет поспешить с началом продаж iPhone и в других странах, чтобы не разочаровывать заждавшихся потребителей.

На момент написания статьи ни один из европейских операторов не успел заключить с Apple сделку о партнерстве по iPhone. На вопросы о состоянии переговоров представители американской корпорации заявили по традиции, что “не комментируют слухи или предположения”. (Использованы материалы FT, WSJ.)