Украина глазами журналистов из разных областей страны — такую цель поставили перед собой наши коллеги Национального Союза журналистов Украины. Что увидела журналистка из восточного региона в самой северной области Украины — черниговской земле и изменилось ли ее восприятие Украины как не совсем монолитного и единого государства, читайте в трилогии «Путешествие в Чернигов».

Еще раз убеждаюсь, что профессию журналиста я выбрала удачно. Еще бы! Во-первых, съездила в интересную командировку: в конце июня журфонд Национального Союза журналистов Украины проводил двухдневный пресс-тур для региональных печатных изданий Украины в Черниговскую область. Впервые побывала на празднике Дня молодежи — в уникальном месте, где сходятся границы трех государств — Украины, России и Беларуси (репортаж об этом — см. «Вечерку» от 30 июня). Во-вторых, получила настолько яркие впечатления о черниговской земле, что решила продолжить «путевые заметки» и рассказать в этом и ближайших номерах газеты об уникальной черниговской земле, старинных памятниках архитектуры и людях, которые живут в этом прекрасном древнем городе. 

Назад в историю 
Для начала быстро пробежимся по истории стародавнего Чернигова — хотя бы потому, чтобы иметь общее представление об этом замечательном и прекрасном уголке нашей родины. В то же время история города настолько захватывающая, что жалко оставлять что-то «за кадром». 

Город на реке Десне, в 150 км от Киева, в исторических летописях впервые упоминается в 907 году. В договоре киевского князя Олега с византийскими императорами Чернигов назван вторым после Киева городом Киевской Руси. Хотя по результатам археологических раскопок заселение этой территории началось значительно раньше — в эпоху палеолита — 100 тысяч лет назад. 

Чернигов сформировался как город в конце седьмого века, а в конце девятого вошел в состав Киевской Руси. В ХI веке образовалось Черниговское княжество. Первым известным по имени (в летописях) черниговским князем был Мстислав — сын великого киевского князя Владимира — крестителя Руси. В 1024 году Мстислав отвоевал у своего брата Ярослава Мудрого Чернигов и все левобережье Днепра и образовал обширное Чернигово-Северское княжество. 

В это время в Чернигове появляется уникальный памятник древнерусской письменности — первая русская энциклопедия «Изборник Святослава 1073 года». Это вторая по древности книга на Руси после Остромирова Евангелия (1056-1057 гг.). Она включала в себя 383 статьи разных авторов по христианскому богословию, астрономии, ботанике, математике, грамматике, истории и т.п. Время появления «Изборника» относится к началу расцвета культуры Древней Руси и распространению грамотности среди всех слоев населения.
В Чернигове отливали свои собственные деньги — гривны, которые по весу были такие же, как и в Киеве, но другой формы. Они представляли собой продолговатые бруски из серебра весом около 200 граммов. 

При Мстиславе формируется центр города — так называемый «Детинец», окруженный глубокими рвами и высокими стенами. Стены «Детинца» неоднократно выдерживали осады и штурмы — только в течении ХIII-ХVII столетий город пережил не менее 20 вражеских нападений. 

В 1239 году татаро-монгольская орда хана Батыя после недельной осады штурмом взяла Чернигов. Город был разграблен, разрушен и надолго приходит в запустение — к началу XIV века значительно уменьшились его размеры и количество населения. 

Из века в век Чернигов переходил из рук в руки: в 1320 году его захватили поляки. В 1340 году город становится владением киевских князей. В 1362-м переходит под власть Литвы. В 1404 году черниговским князем становится брат польско-литовского короля, который в 1433 году привел татар. В тот раз крепость устояла, но в 1482 и 1483 годах татары город сожгли. 

В 1503 году Чернигово-Северское княжество почти на целое столетие входит в состав Московского государства, но в 1618 году по Деулинскому перемирию переходит под юрисдикцию Польши. В 1635 году польское правительство образовало Черниговское воеводство. Продолжился процесс окатоличивания местного населения: в костелы превращаются древние Борисоглебский и Успенский соборы. В 1648 году поляки были вынуждены оставить город в ходе освободительной войны 1648-1654 годов. 

В 1649 году по Зборовскому договору Чернигов включается в число городов, подчиненных гетману Богдану Хмельницкому. Образуется Черниговский полк. В 1654 году Черниговщина в составе Левобережной Украины была соединена с русским государством и 28 января все 1078 жителей города присягнули на верность московскому царю. В 1782 году древняя столица Чернигово-Северской земли становится центром Черниговского наместничества, а с 1797 года — главным городом Малороссийской губернии. В 1799 году необходимость в Черниговской крепости отпала и ее ликвидировали. Укрепления срыли и на их месте разбили бульвар, который горожане называют Вал. В 1802 году образуется Черниговская губерния. До 1925 года Чернигов — центр одноименной губернии, затем Черниговского округа. В 1932 году была образована Черниговская область. 

Здесь все дышит историей 
Чернигов уникален тем, что сохранил четвертую часть всех архитектурных памятников Украины IX-XII веков. Здесь все дышит историей. Свыше 200 памятников истории и архитектуры имеют мировое значение, свидетельствующее о выдающейся роли Черниговского княжества при формировании Киевской Руси как первого славянского государства. 

Знакомство с прошлым Чернигова следует начинать с древнейшей части города — Вала (бывшего укрепленного городища «Детинца»). Это его колыбель, духовный и административный центр. Здесь сконцентрировано наибольшее число исторических зданий и музеев, построены дома губернатора, архиепископа, дворянского собрания. 

Одна из достопримечательностей Вала — двенадцать чугунных пушек XVII–XVIII веков. Легенда гласит, что эти орудия были подарены городу Петром I. Сейчас на месте бывшего грозного «Детинца» — тихий ухоженный парк культуры и отдыха. Кстати, здесь очень чисто и уютно, много больших цементных урн. В глаза бросаются разве что современные надписи «Аня и Женя навсегда вместе» на стволах пушек. Говорят, что под Валом существуют неисследованные подземелья и таинственные ходы к реке (осажденные жители обеспечивали себя таким образом водой). 




Спасо-Преображенский (Спасский) собор XI векаЧернигов — единственный древнерусский город, в котором сохранились пять домонгольских памятников архитектуры. Это храмы XI-XIII веков. Среди них особое место занимает величественный Спасо-Преображенский (Спасский) собор XI века — древнейшее сохранившееся каменное здание Киевской Руси. Собор был заложен в 1031 году черниговским князем Мстиславом. В нем похоронены сам князь, его жена Анастасия, сын Евстафий, князь Святослав Ярославович и, вероятно, Игорь Святославович, герой «Слова о полку Игоревом». Собор находится на территории Вала. 

Фрагмент старинной кладкиКорреспондент «Вечерки» обнаружила на одной из стен открытый фрагмент старинной кладки и табличку: «В этом соборе 28 января 1654 года черниговцы единогласно утвердили историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией». Архитектура собора практически сохранилась до наших дней. Это действующий православный храм, который восстанавливается за счет церкви, но находится сооружение в составе государственного архитектурно-исторического заповедника. 


Фотографированию привидения не поддаются 
Чернигов буквально напичкан древними храмами, зданиями, различными постройками, связанными с именами выдающихся людей. Город интересен, как говорится, сверху донизу: его земля пронизана сетью подземных помещений и лабиринтов. Чернигов окружен тайнами и легендами, историями о кладах и привидениях. Для археолога — это дом родной. Хотя отношение к раритетам, увы, как и везде в Украине — хозяин строительства, например, никогда не привлекается к ответственности за уничтоженный неисследованный культурный слой. Кстати и в Харькове, и в Чернигове залитый цементом археологический памятник — обычная история. 

В земле находят уникальные вещи: в кургане Гульбище (Х век) археологи нашли погребение мужчины и коня. Наиболее впечатляющей находкой был огромный меч — самый большой из найденных древнерусских мечей — 126 см (обычно древнерусские мечи имели длину 85-90 см). Для свободного владения мечом воин должен был иметь рост не менее 215 см. О богатырском телосложении дружинника свидетельствовали большой шлем, кольчуга, щит и стремена всадника — на треть больше обычных. Некоторые из экскурсоводов заявляют, что здесь похоронен Илья Муромец. Хотя его нетленные мощи автор видела в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Как звали богатыря, подобного былинному Илье Муромцу, так и осталось загадкой. 

Статуя Святого АнтонияНо самое таинственное место в Чернигове — подземный монастырь, основанный «отцом русского монашества», преподобным Антонием Печерским. В Киеве он был одним из основателей подземных пещер Киево-Печерского монастыря. В 1069 году, опасаясь репрессий киевского князя Изяслава, монах Антоний был вынужден оставить столицу и прибыл в Чернигов. Здесь он также выкопал пещеры, создал подземную обитель, при которой со временем возник наземный Ильинский монастырь. Так черниговская земля является наряду с Киевом колыбелью русского монашества и пещерного аскетизма.
Сегодня Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных переходов и помещений протяженностью около 350 метров. Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности земли. Все подземные сооружения находятся на двух уровнях. Главный пещерный храм — Феодосия Тотемского — является самой большой подземной церковью в левобережной Украине. Основными святынями пещер считаются: келья Антония Печерского и гробница с костями монахов, убитых татаро-монголами в 1239 году. Высокая влажность исключала возможность устройства деревянных иконостасов — их роль выполняли металлические иконы. Но и они со временем приходили в негодность. По преданию, в древней подземной церкви находится керамический иконостас, но его до сих пор не нашли. 

В Антониевых пещерах время от времени происходят странные явления. Члены городской спелеологической секции утверждают, что встречались со странными явлениями — в полной тишине прослушивались звуки, появлялся запах ладана. А однажды археолог Владимир Руденок увидел привидение, одетое в черное. Летом 1995 года черного монаха массово видели многие посетители пещер. Все отмечают, что при встрече с привидениями никто не испытывает ужаса. Ученые также утверждают, что люди подвергаются воздействию каких-то необъяснимых сил (проявляется это у каждого человека по-разному). Аппаратура, установленная в пещерах, отказывалась работать и выдавала информацию, не поддающуюся научному объяснению. А ученые-геофизики из Днепропетровска определили, что на верхнем ярусе, где находится церковь Николы Святоши, находится какой-то мощный носитель энергии неизвестной природы. Здесь в коридоре из небольшого углубления в полу периодически появляется газообразное белое облако, из которого формируются различные геометрические фигуры, контуры человека в рясе, бородатое лицо. Предполагается, что в полу находится могильная яма. Фотографированию фигуры не поддаются. Описанные чудеса наблюдали сотрудники Национального заповедника, студенты истфака, школьники на экскурсии и другие посетители. 

Другие достопримечательности 
Вы можете смело сэкономить шесть-семь гривен и не покупать карту Чернигова — жители этого города на удивление приветливы и не шарахаются от многочисленных туристов, помогая им разобраться в своем «музее» под открытым небом. 

Попробуйте сначала попасть на Красную площадь. Да, это не Москва, но тоже крупный административный и культурный центр Чернигова. Который нам, увы, из-за плотного графика поездки пришлось осмотреть только из окна автобуса. Долгое время площадь не имела твердого покрытия, но в 1879 году ее замостили, а к 1935 году покрыли мощением из клинкерного кирпича. Чтобы попасть с Красной площади на Вал, достаточно пройти не более 200 метров по проспекту Мира. 

Красная площадь

Екатерининская церковьОт площади тянется Аллея героев — до Екатерининской церкви (построена в 1715 году). Она считается «визитной карточкой» Чернигова. В стенах церкви хранится богатая коллекция рушников из фондов областного музея. Недавно церковь, несмотря на мирные пикеты и даже физические стычки протестующих, губернатор передал УПЦ Киевского патриархата. Однако верующие традиционной Украинской православной церкви не сдаются. Они продолжают судиться и поставили палатки около храма, когда-то принадлежавшего их церкви. 

К сожалению, невозможно рассказать обо всем, что видела и слышала. В наш импровизированный туристический маршрут не вошли многие выдающиеся памятники Чернигова. За день-два «галопом по Европам» невозможно охватить историю тысячелетнего города. 

Поэтому приглашаю читателей посетить Чернигов самостоятельно. Попасть в него из Харькова можно прямым ночным рейсовым автобусом, который уходит с центрального автовокзала. А также по железной дороге с пересадкой на станции Нежин — на пригородную электричку (прямой поезд Харьков — Чернигов с 27 мая временно отменен). Проживание дорогое — двухместный номер в гостинице «Придеснянская» с завтраком стоит около 250 гривен в сутки. Но в Интернете есть адреса частников, готовых приютить путников на более щадящих условиях. 

Путешествие продолжается — на этот раз по области. В следующем номере вы узнаете о деревянной церкви, построенной без единого гвоздя, о том, является ли Мазепа «зрадником», а также о других впечатлениях корреспондента «Вечерки» от пребывания на гостеприимной черниговской земле.