Вообще-то, Ивана Купала — название неправильное, говоря современным языком, не актуальное. Праздник Купайла, то есть солнца, называли дохристианский праздник, который язычники отмечали во время летнего солнцестояния. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовалось простонародное — Ивана Купала.

Отсюда — и ночные прыжки через костры, и поиск цветов папоротника, и пускание девичьих веночков — в поисках счастливой женской доли. Теперь все это осталось лишь как дань народному фольклору. И хоть в Харькове в последнее время и поднимают свою голову рунвировцы, устраивая языческие ритуалы в центре города — бывшем здании университетской православной церкви, а теперь зал кинотеатра «Юность», но это все же единичные показательные выступления. Большинство харьковчан если и тянутся душой попраздновать, то спешат в православные храмы. Ведь 7 июля церковь отмечает большой праздник — Рождество Иоанна Крестителя. 

В Харькове есть храм Иоанна Крестителя — на ул. Пушкинской, в Молодежном парке. Правда, он посвящен другому событию — памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя, то есть не его рождения, а смерти. А вот до революции был и Свято-Иоанновский храм, по названию которого и получила название старая часть города — Ивановка. Здание церкви сохранилось, но теперь его захватили раскольники. 

Но тема расколов — не самая веселая для праздничного дня. Лучше напомним, что же мы празднуем сегодня. По учению иудаизма перед приходом Мессии должен был явиться его предшественник — предтеча, пророк. Им и стал Иоанн Креститель. Его рождение предвозвестил архангел Гавриил, который явился его родителям Захарии и Елизавете.
В тридцать лет Иоанн начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию и крестил людей. Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики. Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн.