Реконструкция сада имени Т.Г.Шевченко вызвала у читателей «Вечернего Харькова» некоторую обеспокоенность судьбой знакового для нескольких поколений харьковчан заведения — кафе «Кристалл».

Однако первый вице-мэр Игорь Терехов развеял все сомнения. «Кафе вполне вписывается в новую концепцию сада Шевченко... Думаю, оно обязано там остаться», — говорит он.

Учитывая живой интерес жителей города к судьбе легендарного кафе, корреспондент «Вечернего Харькова» поинтересовался у знаменитых харьковчан, какие воспоминания связаны у них с «Кристаллом» и что значит для них это место.

Сергей Бычко, директор театра имени А.С. Пушкина:


— Я в «Кристалле» был впервые где-то в начале 1970-х, когда ходил еще в школу. Там был ресторан с эстрадой, пели цыгане — что-то типа варьете. А потом из этого ресторана сделали тот «Кристалл», который мы знаем сейчас, и придумали «фишку» с мороженым.

В 1983 году, помню, мы в «Кристалле» отпраздновали окончание института искусств. Сдали экзамен по танцу, пошли в кафе, заказали какие-то салатики... Вообще, в то время мы брали бутылочку сухого вина и весь вечер проводили на танцплощадке под музыку живого оркестра.

Конечно, у студентов денег было негусто, но если в кармане находилось десять рублей, ты мог пойти в «Кристалл» с девушкой и культурно провести вечер. Отличное было время!..

Александр Ридный, скульптор:


— В «Кристалл» всегда выстраивались большие очереди, потому что мороженое там было особенное — не такое, как везде. Люди творчески подошли к процессу: любимое и детьми, и взрослыми лакомство стали подавать с наполнителями и присыпками, а не просто пломбир в три шарика.

В 1980–1985 годах я был студентом, а в «Кристалл» впервые попал на третьем курсе. Не могу сказать, что мы очень часто туда заходили — для студентов все-таки было дороговато, чтобы все время пропадать там. Бутылка шампанского, например, стоила десять рублей, блюда — в среднем пять. Зато в кафе всегда было все нарядно, вкусно — настоящий праздник.

«Кристалл» в то время отличался от обычных маленьких кафе еще и тем, что там было большое пространство и танцевальная площадка. Кроме того, студентов радовало, что преподаватели в «Кристалл» не заходили — это все-таки было в большей степени молодежное кафе.

Гамлет Зиньковский, художник:


— В детстве меня водили в «Кристалл» родители — до или после посещения зоопарка. Это очень приятные воспоминания, даже ностальгия пробирает.

Я и сейчас иногда бываю в «Кристалле». В прошлом году частенько заходил с друзьями (музыкантами, актерами, писателями, фотографами) в час-два ночи поесть мороженого — просто по приколу. Никто не верит, что заведение, которое отчасти позиционируется как детское, работает круглосуточно. Поэтому мое предложение всегда встречается с удивлением и некоторым недоверием. Но потом все остаются в восторге: пройтись среди ночи по совершенно пустому саду Шевченко, поесть «морожку» в тишине и покое — это отлично! К тому же по ночам в «Кристалле» какая-то удивительная атмосфера! Не могу точно сказать, с чем это связано, но меня этот факт очень радует.

Мне, как художнику, еще интересна архитектура «Кристалла» — такая очень советская, прекрасно шизанутая. И совершено отвязные рисунки по стенам. Интересно было бы, конечно, посмотреть, как выглядело это здание, когда его только-только построили: имелись ли там какие-то росписи, как все было покрашено, какие стояли столы и стулья.

Вообще, это классное место. Я каждые выходные прохожу мимо «Кристалла», когда иду на барахолку, и всегда вижу возле кафе кучу детей — и это здорово. Родители, которых когда-то самих водили сюда кушать мороженое, сегодня приходят со своими детьми. На мой взгляд, именно в этом самая большая ценность заведения. Мне кажется, Харькову очень не хватает легендарных кафешек, куда можно было бы ходить из поколения в поколение. В Париже, скажем, меня это потрясает. Там полно исторических мест, в  которых  встречались, например, Пикассо с Дали. Эти кафе до сих пор живы и работают! Мне бы очень хотелось, чтобы я со временем мог повести в какие-то свои любимые места детей, а потом и внуков.

Харьковское кафе «Кристалл» стало поводом для зависти всего Союза: фото-видео


Вячеслав Гиндин, актер Харьковского государственного академического театра кукол имени Афанасьева:


— Конечно, я бывал в «Кристалле», когда он только открылся и гремел на весь Харьков. Слава о том, что там подают безумно вкусное мороженое, которого нет больше нигде, прокатилась по всему городу. Действительно, оно очень отличалось от того, что продавалось в киосках. Вспомните, в то время в продаже были один-два сорта, максимум три. А тут тебе предлагали какой-то четвертый-пятый-шестой, по вкусу совсем не похожий на привычное мороженое, которое ты раньше пробовал.

Тогда, в 1980-е годы, кафе переживало пик популярности, настоящий расцвет. Честно говоря, первому харьковскому «Макдональдсу» такие очереди и не снились. Считалось, что попасть в «Кристалл», потратив чуть ли не полдня, — это большое везение и настоящее блаженство. Очереди были огромные — они выходили на улицу, вились вокруг кафе. Нужно же было не просто зайти в зал и выйти из него с мороженым, а еще и за столиком посидеть — значит, подождать, пока кто-то предыдущий освободит место, занять его, сделать заказ. В определенном смысле это был такой себе кондитерский «мавзолей».

Сейчас, при нынешнем разнообразии, конечно, намного сложнее чем-то удивить человека. Но если в реконструированном саду Шевченко возникнет обновленный «Кристалл», посетить это заведение будет интересно.