Примечательный эксперимент провела над собой одна американская семья. Обнаружив в один прекрасный день, что дом завален товарами китайского производства, мамаша решила отказаться от всех вещей с ярлыком «Made in China». Она перетянула на свою сторону мужа и двоих детей. Семейство попыталось прожить без всего китайского один год.

Спустя два дня после Рождества — 27 декабря 2004 года, в понедельник — журналистка Сара Бонджорни сидела на диване, грустно взирая на последствия праздника. И тут ей в глаза бросился неопровержимый факт — в доме прочно поселился Китай и занял много места. 

«Китай смотрел на меня с погасшего экрана телевизора, шпионил за мной в груде теннисных туфель под дверью. Он сверкал огнями рождественской елки и наблюдал за мной глазами куклы, валявшейся на полу, — вспоминает Сара. — Я вскочила с дивана и стала быстро сортировать подарки, раскладывая их в две кучи: «Китай» и «не Китай». В итоге счет был таким: Китай — 25, остальные страны — 14. Я поняла, что Рождество стало праздником, сделанным китайцами. Тут-то я и решила — все, с меня хватит. И захотела вышвырнуть Китай из своего дома». 

Если вы подумали, что Бонджорни таким способом задумала наказать Поднебесную, то вы ошибаетесь. Сара не имеет ничего против нее и отдавала себе отчет, что «Китай никогда не почувствует булавочного укола нашего протеста». «Изгнание не было никакой ошибкой самого Китая. Эта страна принесла в нашу жизнь веселые игрушки, разные полезные устройства и детские ботинки за 10 баксов. Иногда я задумывалась о проблемах китайских рабочих, о злоупотреблениях правами человека, о банкротстве американских компаний, не выдержавших конкуренции с китайцами. Но достоинство низкой цены пересилило все. Мы не могли сопротивляться тому, что продавал Китай», — признается экспериментаторша.
В итоге Сара убедила мужа Кевина, и с 1 января вся семья ввела годовое «домашнее эмбарго» на китайский импорт. «Мы выдавили Китай из наших жизней, потому что хотели оценить масштабы того, насколько прочно он у нас обосновался, — объясняет Бонджорни. — И мы решили узнать, сколько потребуется времени, денег и лишений, чтобы расстаться с нашей китайской привычкой». 

Первый «звоночек» прозвенел для Сары, когда пришли в негодность туфли ее сына Уэса. За недорогой обувью ей пришлось устроить настоящую охоту, обшаривая магазины, просматривая каталоги и внимательно читая ярлыки. Через две недели женщина сломалась и, скрепя сердце, выложила $68 за туфли из Италии. Спустя другую пару недель еще $60 ушли на ботинки для младшей дочери Софи, сделанные в Техасе. 

А больше всего проблем возникло с мелочевкой. Бонджорни прошерстила полдюжины супермаркетов в поисках свечей для торта ко дню рождения мужа, но в конечном счете вернулась к коробке пыльных свечных запасов, которые нашла на кухне. Однако и на этой коробке красовалось «Сделано в Китае». 

«Мы убили четырех мышей старомодными мышеловками, потому что все современные, работающие по принципу «поймай и выпусти», которые мы предпочитаем, сделаны в Китае, — рассказывает Сара. — Правда, самые серьезные трудности возникли с игрушками. Весной наш 4-летний сын начал антикампанию в поддержку китайских вещей: ему до смерти надоел датский Lego и он потребовал на свой день рождения электрическую фиолетовую тыкву. Мальчик весь день вопил: «Я не могу так долго жить без Китая!», по-
этому следующим утром я отвезла его в магазин и дала деньги, чтоб он сам выбрал и купил себе подарок. К счастью, он купил шашки, не китайские». 

Главе семьи Бонджорни тоже было непросто: «Мой муж оплакивал рождественские подарки, которые не мог купить, потому что те были сделаны в Китае. Он планировал самостоятельно начать шить спальные мешки для детей. Вообще, супруг может делать деревянные лодки и гитары, но я боялась его встречи с нитками и иглой».
Обо всех перипетиях, связанных с жизнью без товаров из Поднебесной, Сара написала статью для газеты Christian Science Monitor и книгу «Год без «сделано в Китае» (A Year Without «Made in China»). Последняя успешно продается за $25. 

Прочитавшие книгу критики высказались примерно в таком ключе: «Когда автор решает воздержаться от китайского импорта, она ведет свою семью в очаровательном эксперименте, который требует удивительных подвигов и изобретательности. Приключения семьи через лабиринт жизни потребителя современной Америки вызывают восхищение»: «Это забавная и привлекательная история об эксперименте одной семьи в нашей мировой экономике. Семья Бонджорни обходится без тапочек, темных очков и картриджей для принтера, но демонстрирует недюжинный творческий потенциал и необходимое чувство юмора. Бесчисленные моральные сложности в отношениях между американскими потребителями и китайской фабрикой очевидны в каждом походе по магазинам». 

Заметим, что Сара Бонджорни как журналист писала о международной торговле в течение десятилетия и думала, что товарообороты в миллиарды долларов не имеют лично к ней никакого отношения: подумаешь, где-то крутятся какие-то деньги. «Но бойкот заставил заново продумать расстояние между Китаем и мной», — признается она.
В итоге автор делает следующий вывод: «Прожив год без Китая, я могу сказать, что и вы все еще можете жить без него, но придется стать хитрее и тратить больше денег. А вот через десятилетие у меня, возможно, не хватит храбрости повторить этот эксперимент». 

И последнее. Китайские товары составили всего 15% от всех импортированных в США за 2006 год. В этой связи было бы небезынтересным почитать об итогах аналогичного эксперимента в России или в Украине. Ну, вы понимаете. Честно говоря, лично нам отказаться от вездесущего «Made in China» кишка тонка уже сегодня. 

В тему
Несколько лет назад в США вышел фильм «День без мексиканца», в котором по сюжету проснувшиеся однажды утром американцы обнаружили, что все мексиканцы вдруг куда-то исчезли… В стране моментально настал хаос, потому что мексиканцы были заняты на всех низкооплачиваемых работах. Авторы фильма дали понять, насколько сильно экономика США зависит от труда эмигрантов, в том числе нелегальных…