Слышал, что после возвращения из зоны боевых действий некоторые ветераны стремятся назад – на войну. Неужели война вызывает привычку? Чем такое явление объясняют специалисты? Владимир Сергеевич

Часть ветеранов, возвращаясь в мирную жизнь, испытывают сложности в адаптации и с ностальгией вспоминают  о боевом братстве, и как ни парадоксально, о военных трудностях и ежедневном риске.

– С одной стороны, у некоторых людей, побывавших в зоне боевых действий, действительно наступает привыкание и даже формируется зависимость от пребывания в зоне повышенного риска, – отвечает заведующий кафедрой психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования профессор Борис Михайлов. – Для таких людей обыденность лишена ежедневного риска, а также собственной значимости, которую человек с оружием ощущает, когда понимает, что в его руках – и его, и чужие жизни. С другой стороны,  пребывание в зоне военных действий делает жизнь человека в социальном плане гораздо комфортнее, поскольку на войне есть четкие правила и ориентиры, отсутствует многослойность и многозначность социальных отношений, роли упрощаются до понятий свой-чужой, друг-враг, и это тоже формирует ностальгическую зависимость от упрощенной жизни. Поэтому очень многие испытывают при возвращении большой дискомфорт и хотят вернуться в зону боевых действий.

По словам Бориса Михайлова, сейчас проблема контингента, у которого сформировалась определенная зависимость от участия в боевых действиях, в Украине решается созданием контрактной армии – таким образом люди возвращаются в зону боевых действий. Мировая практика идет по тому же пути – существуют наемные армии, которые воюют по всему миру.