Студент, исключенный из Харьковского университета за вольнодумство, стал пилотом французских ВВС и легендарным асом первой мировой.

Каким ветром Виктора Федорова занесло в Харьков, почему он выбрал именно Харьковский Императорский университет, а не, к примеру, Казанский, — доподлинно неизвестно. Известно лишь, что родился он в 1875 году в городе Верный (ныне Алматы) в небогатой многодетной семье потомственного дворянина и сибирской казачки. Отец, Георгий Петрович, преподававший русскую словесность и дослужившийся до соответствующего подполковнику гражданского чина надворного советника, как любой родитель, мечтал о блестящей карьере для своих сыновей. Но, как и многие отцы того времени, оказался обманутым в своих ожиданиях...
Семья Федоровых переехала в Ташкент, а Виктора отправили учиться в Харьков. Поступив на юридический факультет, сам будущий юрист почтением к законам, увы, не отличался. Попав под влияние некоторых харьковских студентов, развращенных призрачными идеями всеобщего равенства, вчерашний провинциал стал революционером. И даже вступил в партию социал-демократов. Вскоре грянула первая русская революция, окончательно увлекла его в свой мутный поток и... определила дальнейшую судьбу.
Вернее, судьбу Виктора Федорова определило университетское начальство, которое после знаменитых беспорядков 1905 года в Харькове особо не церемонилось со студентами, замеченными в вольнодумстве. Виктора отчислили.
Он вернулся в Ташкент, но от крамольных идей, вывезенных из Харькова, не отрекся, продолжив подпольную деятельность. Однако охранка не дремала, и после одного неверного шага на скользком пути борьбы с законной властью Федоров был арестован. Впереди маячила каторга. Такая перспектива Виктора вовсе не прельщала, и по дороге в суд арестант сбежал. Два года скрывался, а в 1908 году эмигрировал из России в Бельгию, а затем — во Францию. В это время над Европой уже начинали собираться предвоенные тучи...
«Гроза» разразилась в июле 1914 года. В первые же дни мировой войны Виктор записался в легендарный французский Иностранный легион и отправился на фронт пулеметчиком. За отвагу получил чин капрала, но вскоре был тяжело ранен и три с половиной месяца пролежал в госпитале. А когда выписался, по состоянию здоровья в пехоту его уже
не взяли. Пришлось пойти... в авиацию. Хотя сегодня это кажется нелепым и странным, но в то время требования к состоянию здоровья пилотов были намного ниже, чем для пехотинцев. Возможно, считали: и так потенциальные
смертники.
После четырехмесячного курса обучения летчик Федоров был направлен в тыловую транспортную часть и неизвестно когда бы попал на фронт и попал ли бы вообще, если бы не начавшаяся знаменитая многомесячная осада Вердена немцами. Наступающие имели трехкратное численное превосходство, и французам пришлось бросить в бой все имеющиеся резервы.
В первый же день под Верденом, 21 февраля 1916 года, на двухместном «Кондоре» Виктор одержал свою первую победу. Почин оказался удачным. Как отмечает французский приказ, Федоров уже «14 марта 1916 года атаковал в одиночку четыре самолета противника. Три обратил в бегство, четвертый посадил на своей территории. Самолет Федорова получил 17 пуль». 19 марта в первом полете Виктор атаковал три самолета, во втором — четыре и оба раза заставил неприятеля ретироваться. 21 марта Федоров сбил неприятельский аэроплан, упавший на французской территории. 1 апреля — уничтожил еще один немецкий самолет, однако и машина Федорова получила тяжелые повреждения и с трудом приземлилась. В бою с тремя «Фоккерами» 2 апреля Виктор сбил одного из них, но получил пулю в ногу и вновь попал в госпиталь. Всего же за 16 весенних дней в девяти боях Федоров сбил восемь немецких аэропланов — рекордная по тем временам результативность!
Пораженные немцы окрестили летчика «русским воздушным казаком Вердена». Едва ли они знали о казачьих корнях Федорова по материнской линии, просто само слово «казак» наводило на них страх еще со времен Фридриха Великого и Наполеона... Вслед за немцами называть Федорова не иначе как «Русский авиаказак» стали и французы. Впрочем, Виктор и был казаком по всем приметам. «Сержант Федоров — пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы...» — так начинался приказ маршала Жоффра о награждении Федорова военной медалью. А по воспоминаниям сослуживцев это был «... славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее впечатление — голос у него был великолепный, с таким только в опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел! Слезы на глаза навертывались...»
После Вердена Федорова производят в лейтенанты, он становится одним из наиболее популярных авиаторов Франции. Но его, похоже, это не особо радовало... «Теперь, после выздоровления — только в Россию, — говорил он. — Очень уже здесь «выслужился», — все военные награды французской армии получил в две недели. А у меня также безумное желание послужить России, — там и умереть страшно не будет. Мне и здесь не страшно, но ведь не свой — чужой я для них. И никогда своим не буду. А в России ушел бы весь в разрушительную работу — бить и бить немца».
Но в Россию возвращаться было пока рано — не пускали прошлые политические грехи. Искупать их Федоров продолжил в Румынии — очередной победой и русским орденом Св. Владимира. И вот наконец в январе 1917 года Виктора направляют в Одессу — обучать русских летчиков. Но и оттуда он вырвался на фронт. И пока большевики разваливали армию, занимались диверсиями и разлагающей агитацией, их бывший соратник проливал кровь...
Грянула революция. Россия покатилась в бездну анархии и гражданской войны. Уже обжегшийся на политике Федоров решил продолжить сражаться с внешним врагом. С болью и тоской в сердце он вернулся во Францию. Противник снова стал узнавать «казака» в бою по особому характерному почерку. А Федоров продолжил коллекционировать победы, награды (орден Почетного легиона в июле 1918 года) и ранения. 7 ноября Виктор Федоров в одиночку встретил несколько десятков бомбардировщиков противника, конвоируемых истребителями. Атака была равносильна самоубийству, но все-таки «авиаказак» решил атаковать! Сбил один бомбардировщик, за ним другой, третий... Но и сам был обречен — вскоре его самолет задымился в последнем пике. До конца первой мировой войны оставалось всего четыре дня...
Долгое время считалось, что в том бою Виктор Федоров и погиб. Оказалось, что нет. Он сумел посадить израненный самолет в тылу противника и даже попытался перейти линию фронта, но попал в плен к немцам. Документов при нем не было, его заподозрили в шпионаже и отправили в лагерь. Несколько проведенных там месяцев окончательно подорвали здоровье Федорова — во Францию он вернулся с горловой чахоткой. По его просьбе из Сибири в Париж приехал его брат Константин, на руках у которого 4 марта 1922 года Виктор Федоров скончался. Официально на его счету числилось 11 немецких аэропланов, но это только те, обломки которых были найдены. Всего же бывший харьковский студент сбил два десятка вражеских машин.