В Харькове открыта мемориальная доска выдающемуся ученому-богослову и общественному деятелю Тимофею Буткевичу.

Коренной слобожанин, потомок казака, ушедшего в Россию из-под польского гнета, потомственный священнослужитель (его дед был дьячком, отец и прадед — священниками) Тимофей Иванович Буткевич родился в 1854 году в селе Большая Рогозянка Харьковского уезда. В 1869 году он окончил Харьковское духовное училище, в 1875-м — Харьковскую, а в 1879-м — и Московскую духовную академию, где был удостоен степени кандидата богословия. Молодой священник сперва служил в Старобельском уезде, а в 1882 году был переведен в Харьков на священническое место при кладбищенской Иоанно-Усекновенской церкви — той самой, на которой и установлена нынче мемориальная доска.
Буквально с первого года служения в Харькове отец Тимофей включается в церковную и общественную жизнь города и участвует в ней столь активно, что весьма скоро становится заметной фигурой среди харьковского духовенства. В 1883 году он был назначен председателем совета Харьковского епархиального женского училища, в 1884-м — законоучителем Мариинской женской гимназии и тогда же был переведен в Харьковский кафедральный Успенский собор, в 1887-м стал членом епархиального учительского совета. В 1890-м вошел в состав комитета по сооружению храма, часовни и благотворительных учреждений на месте крушения императорского поезда близ станции Борки, стал членом Харьковского комитета Православного миссионерского общества. В 1891-м назначен ключарем Харьковского кафедрального собора, а в 1893-м возведен в сан протоиерея. В 1894-м назначен профессором богословия Харьковского университета, одновременно став настоятелем университетской церкви. А в 1893 и 1897 годах Тимофей Иванович избирался членом Харьковской городской думы.
Во время первой русской революции в ответ на разгар беспорядков по всей России начали возникать монархические союзы. Одним из активных участников патриотического движения стал и отец Тимофей. О его авторитете среди монархистов свидетельствует тот факт, что он был избран одним из шести почетных членов Харьковского отдела Союза русского народа наряду с отцом Иоанном Кронштадтским, архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением, видным правым деятелем отставным генерал-лейтенантом Богдановичем, организатором отдела профессором Вязигиным и председателем Главного совета Союза доктором Дубровиным.
В 1906 году протоиерей Буткевич был избран членом Государственного Совета от белого духовенства, затем был переизбран на новый срок. В составе Госсовета он был твердым защитником незыблемости монархического строя. Кроме того, в Петербурге он стал чрезвычайно активным членом старейшей монархической организации — Русского собрания — и оставался им, занимая ключевые должности, вплоть до 1917 года, когда Собрание было запрещено Временным правительством.
Помимо пастырской, государственной и общественной деятельности, отец Тимофей преподавал в Военно-юридической академии и занимался научными исследованиями, публиковал книги и брошюры, выступал с докладами и лекциями. Авторитет и популярность Буткевича во многих вопросах богословия, истории, философии в то время был непререкаемым, а оставленное им наследство в виде научных работ поражает своим масштабом.
После февральской революции отец Тимофей вернулся в родной Харьков. В начале 1918 года он — настоятель Свято-Николаевской церкви. В условиях гражданской войны, когда в Харькове не оказалось архиерея, в декабре 1919 года городское духовенство собралось на совещание, где было решено организовать для решения текущих дел временную коллегию в составе трех авторитетных протоиереев, одним из которых стал отец Тимофей. Св. Патриарх Тихон благословил такое решение и утвердил Высший церковный совет. А в августе 1920 года был избран и утвержден патриархом Харьковский епархиальный совет из четырех человек под председательством протоиерея Буткевича. Правда, уже через семь месяцев отдел был ликвидирован наркоматом юстиции. За это время он успел организовать при уездных городах курсы для подготовки духовенства, в чем была особенная нужда ввиду закрытия семинарии и епархиальных училищ. Кратковременные шестинедельные курсы были проведены и в Харькове, в их работе принял участие и Буткевич.
Согласно анкете служителя религиозного культа, отец Тимофей «на 15 октября 1924 никаких обязанностей в общине не выполнял», правда, неясно — из-за болезни или в связи с арестом. Умер протоиерей Буткевич в Харькове от воспаления легких и паралича сердца. Похоронен был на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Когда кладбище снесли, захоронение было уничтожено.
Не так давно по инициативе правнучки протоиерея Аллы Васильевны Парфеновой кресты отцу Тимофею и его матери были установлены вновь. Правда, не на местах могил, которые оказались утерянными, а в ограде церкви. И уже совсем недавно о заслугах отца Тимофея перед Харьковом и харьковчанами вспомнили члены общественной организации «Институт поддержки культурно-исторических традиций». На прошедшей неделе они установили на здании харьковской Иоанно-Усекновенской церкви мемориальную доску этому выдающемуся церковному, научному и общественному деятелю.
— 80-летие со дня смерти отца Тимофея Буткевича в прошлом году осталось незамеченным и харьковской общественностью, и журналистами, — говорит председатель правления ИПКИТ Владимир Брехунец. — Как и 150-летие со дня рождения нашего выдающегося земляка в 2004 году. Но, как говорится, лучше вспомнить поздно, чем никогда.
Здание церкви — архитектурный памятник; поэтому установка мемориальной доски с самого начала сулила энтузиастам многочисленные формальные препятствия. Однако, по словам В. Брехунца, благодаря живому отклику и пониманию начальника областного управления культуры Нины Супруненко, начальника центра охраны культурного наследия при управлении культуры Игоря Адамишина, главного архитектора Харьковской области Юрия Шкодовского вопрос удалось решить положительно.
Самым трудным, как ни странно, оказалось найти фото отца Тимофея. Похоже, память о нем и о таких, как он, в годы советской власти уничтожалась сознательно, планомерно и эффективно. Правнучка священника Алла Васильевна Парфенова искала это фото три года. Перерыла горы литературы, составила биографию прадеда и, наконец, в архивах университета обнаружила и снимок.
Перед открытой и освященной мемориальной доской впервые за более чем 80 лет была отслужена панихида по отцу Тимофею. По словам прихожан храма, отныне она станет ежегодной.