В рамках Всеукраинского художественного проекта, посвященного 330-летию избрания Ивана Мазепы гетманом Украины, в Харьковском национальном академическом театре имени Н. В. Лысенко 1–2 июля пройдет премьера оперы Чайковского «Мазепа».

Опера Чайковского по пушкинской поэме «Полтава» в харьковском театре будет исполняться на украинском языке.

— Опера сложная — написана широким драматургическим мазком, в ней много трагедийного, много насыщенного драматичного пения. Но музыка Чайковского хорошо легла на украинский язык. Мы убрали третий акт, где делается акцент на трагедию: умирает Андрей, жених Марии, и сходит с ума сама Мария. У нас этого нет, акцент делается на личности самого Мазепы — героичности его образа, эпохи и событий. Все это подчеркивается музыкой. Мы ни одной ноты Чайковского не убрали из оперы, только дополнили спектакль песней «Чорна рілля ізорана» и колокольными звонами, — объясняет дирижер-постановщик Владимир Гаркуша. — Это казацкая песня XVII столетия, посвященная погибшим казакам и всем, кто когда-либо боролся за Украину.

— Спектакль идет в двух актах и заканчивается походом Мазепы на Московию. Финал открытый — он заканчивается песней «Чорна рілля ізорана». Все знают итог похода и войны со Швецией, но мы ставим многоточие — а что будет дальше? — интригует режиссер-постановщик оперы «Мазепа» Армен Калоян.
 

История Мазепы перекликается с сегодняшними событиями


В харьковской опере еще не ставили «Мазепу», но рано или поздно такой спектакль обязательно появился бы в репертуаре. В театре говорят, что идея буквально витала в воздухе, потому что история Мазепы прямо перекликается с сегодняшними событиями в стране.

— Мазепа объединил восточную и западную Украину, он стал гетманом Правобережной и Левобережной Украины. Он был ее оплотом, а его имя несколько столетий было запятнано и только сейчас «восстанавливается», сегодня Мазепа считается патриотом. Он долго думал, с кем быть. И, будучи другом Петра I, принял непростое решение. Я даже находил исторические сведения о том, что войска Меньшикова хотели раньше уничтожить Мазепу, но это спорный момент. Дружба с Петра I ничего не решала — царь не позволил Украине стать свободной. Мазепа не побоялся и пошел против царя. Времена сейчас похожие. Украина объединена, хотя в Донбассе идет война, нет Крыма. Этим спектаклем мы как бы возвращаем свою историю. Сейчас многое пересматривается, рассекречиваются документы. Мы должны возвращать своих героев, а Мазепа для нас герой — он боролся за Украину. Как его можно было предать анафеме? Он строил церкви по всей Украине, был одним из крупнейших меценатов. С его легкой руки при строительстве храмов появилось украинское барокко. Его мать была игуменьей Свято-Успенской женской Киево-Печерской лавры. Мазепа был личностью, образованнейшим человеком. Он прекрасно говорил на девяти языках, имел два высших украинских и три высших западных образования. Был вхож в высшие общества Германии, Австрии, Италии, Франции. Хорошо общался с турками, был прекрасным дипломатом. Он был светским человеком — прекрасно танцевал, великолепно владел европейской шпагой, а не только саблей. Мазепа был шляхетным, т. е. благородным. Это надо понимать, чтобы не играть рубаху-парня и уходить от шароварного образа. Мы хотим снять с Мазепы штамп предателя. Показать, как события разворачивались на самом деле, — рассуждает Армен Калоян.

Чайковский чрезвычайно сложен


«Мазепа» — вокально сложная опера, определить характеры голосов было непростой задачей.

— Мазепа — это драматический баритон, но в его партии много высокой тесситуры, которая ближе к лирическому баритону. Или, например, Кочубей — он выписан басом, но есть места, где он даже выше по тесситуре, чем у Мазепы. Или Людмила — это меццо-сопрано, но во многих местах ее голос должен звучать как сопрано. Так что вокально опера весьма неудобная. Даже для хора она выписана неудобно — для альтов и теноров. Сложные партии в итальянских операх исполняются проще, чем партии на музыку Чайковского. Часто бывает: приходит артист на прослушивание, прекрасно поет итальянскую музыку, даешь баритону спеть арию из «Пиковой дамы» — и сразу слышны проблемы вокального характера. Такую музыку, как «Мазепа», сложно петь, но наши артисты молодцы — они профессионалы. Нарабатывают, занимаются. Вокал — это труд. Выучить — одно, нужно еще сыграть. Мы — музыкальный театр, отбираем тех, кто может спеть, кому партия по силам. Если в драматических театрах можно, помимо таланта, физиономических показателей, форм и внешности, подобрать артистов, то в оперном театре выбирать не приходится, есть ограничения — кому по голосу, тот и поет. «Мазепа» — психологическая драма, здесь присутствуют любовная линия, драма родители-дочки, есть любовь Мазепы к Мотре-Марии. Артистам все это тоже нужно сыграть. В отличие от драматического театра оперному драматургию диктует музыка. И в «Мазепе» прописано все: лирическая, героическая, драматическая стороны. Нет упора только на что-то одно, — рассказывает Армен Калоян.

«Она все время строится, но ее постоянно разрушают»


Образ спектакля получился патриотичным, во многом он строится на контрастах — минимальные аутентичные декорации и богатые, исторически достоверные костюмы. Игорь Панек, художник спектакля, разработал эскизы более 150 костюмов — яркие, детализированные, по их цветам можно определить, где кочубеевцы, где сердюки. За счет этого достигается историческая правдоподобность.

— Центральный образ спектакля — это строительство храма, самой Украины. Украина многие столетия пребывает в состоянии войны. Она все время строится, но ее постоянно разрушают, — замечает Армен Калоян.

Главный художник ХНАТОБа, художник-постановщик «Мазепы» Надежда Швец придумала необычную сценографию с подвижными декорациями, которые тоже являются действующими лицами оперы. В качестве декораций она использовала строительные леса, которые во время действия перестраиваются из башен в тюрьму, в потом — в большой храм в форме украинского трезубца. На кулисах будут висеть украинские казацкие иконы времен Мазепы.

Для усиления эффекта в спектакле будет использоваться экран как дополняющие тематические декорации: на нем будут транслироваться картины икон, разрушенных храмов — как прообразы украинского барокко. Для создания видеоряда на экране для работы над спектаклем привлекались студенты академии дизайна.

— Мы делали большой акцент на лаконизме и монументальности. Никаких лишних деталей, все предельно выразительно. Образ спектакля — наше государство как образ храма, находящегося в стадии созидания, где воспоминания о прошлом живут параллельно с мечтами о будущем. Мы делаем акцент на теме воспоминаний — о тех, кто отдал жизнь за Родину. Эта тема проходит красной нитью, не отвлекая внимания от происходящего на сцене. Этим будет «заниматься» экран, об этом будет кульминационный момент финала. Фактура дерева определяет сценическую среду и атмосферу оперы. Дерево — это же древо жизни, от него идет ощущение тепла. Корни уходят в землю и соединяют ее кроной с небом. На дереве пишут иконы и распинают святых, дерево согревает и из него делается гроб. И из этого дерева на глазах у зрителя прямо во время спектакля воздвигается храм — в его основе будут современные строительные леса и металлический купол с крестом в форме трезубца, не округленный, как на российских церквях, — поясняет Надежда Швец.

Опера «Мазепа» получилась масштабной. Местами на сцене будет одновременно играть 120 артистов — хор, балет, дополнительный состав.
К слову…
22 июля в поселке городского типа Коломак будет открыт памятник Ивану Мазепе. В этот же день в Коломаке пройдет фестиваль — выступят творческие коллективы из всех районов области. Откроется выставка предметов декоративно-прикладного искусства. А вечером, в 21.00, артисты при специальном освещении и под пушечные залпы сыграют «Мазепу» под открытым небом — в спектакле будут задействованы 250 сотрудников театра. Специально для такого показа будет построена большая сцена. Для воссоздания казацкого духа XVII столетия будут разъезжать казаки на лошадях, стрелять пушки, будет пахнуть порохом.