В Центре современного искусства «ЕрмиловЦентр» проходит выставка, посвященная представлению художников о будущем Харькова через 25 лет — в 2050 году.

Она называется «Эдения. В городе будущего». Свое название выставка получила в честь утопической новеллы Калмена Зингмана, написанной на идише и опубликованной в Харькове в 1918 году. Писатель описал Харьков через 25 лет: в городе летают автобусы, температура воздуха регулируется фонтанами и в течение года держат ее на комфортном уровне. Между различными этническими группами наконец-то мир и взаимопонимание. Со дня публикации новеллы прошло почти сто лет — Харьков пока что мало похож на свою «проекцию», но тема будущего нашего города продолжает волновать и вдохновлять творческую среду.

— Выставка представляет различные видения художников — как приглашение посмотреть на свои мечты с разных сторон и расстояний, замечая их цвета, интонации, формы и ритмы, — говорит директор Центра современного искусства «ЕрмиловЦентр» Наталия Иванова. — В то время, как многие украинцы все еще разделяются на тех, кто идеализирует советское прошлое как золотую эпоху социальной справедливости, и на тех, кто идеализирует Евросоюз как обещанную утопию, мы предлагаем харьковчанам рассмотреть многокультурную историю страны и ее раннесоветские мечты или ужасы, учитывая нынешние политические вызовы и возможности. Мы хотим, чтобы наши посетители задумались, насколько соблазнительна утопическая мечта, а также вспомнили, что в прошлом делалось для превращения идеального образа общества в реальное. Сколько из этих мечтаний и аргументов мы повторяем сегодня? В то же время мы признаем утопический характер самого проекта современного искусства в XXI веке, где видимость заступила место визионерских проектов прошлого.

Художник Евгений Фикс — родом из Москвы. Больше двадцати лет живет и работает в Нью-Йорке: пишет книги и организовывает выставки. Он и предложил коллегам из разных стран мира представить в картинах и образах, каким они видят Харьков будущего.

— Большинство из представленных художников родились в Украине. Многие когда-то давно эмигрировали и в другой стране смогли реализоваться, — рассказывает куратор выставки Лариса Бабий.

Художники работали над арт-проектом два года. В экспозицию вошли картины, фотографии и скульптуры. На выставке можно встретить как работы в духе 1920–1930-х годов, так и представление о будущем Харькове, его идеальная проекция.
Одна из работ —  картина со стульями. Она показывает эмиграцию женщин-художниц и интеллектуалок в ХХ столетии.
 
— Стулья символизируют место человека в жизни. Он может быть между страной, где родился, и страной, где потом оказался. Возможно, этот стул и не находит в течение жизни своего места. Черно-красные цвета многих работ отсылают к ранним советским пропагандистским плакатам. Поэтому в будущей условной проекции Харькова можно увидеть какие-то параллели или продолжение старых советских традиций, которые, безусловно, со временем трансформировались и в какой-то мере абстрагировались, — считает Лариса Бабий.



Посетители могут не только оценить утопический Харьков через 25 лет, но и посмотреть два видеофильма и видеотур по странам Азии в ХХІІ столетии (вперед — в будущее) и прослушать некоторые тематические аудиозаписи. 

— Мы хотим, чтобы люди задумались о том, что мы делаем, когда живем мечтой о будущем, и, возможно, не видим, что происходит вокруг сегодня. Хоть на один день, на одну неделю попробуйте не делать этого, — это так прекрасно. Я думаю, что-то бы изменилось, если бы люди перестали верить в утопию, убегая от современной жизни, — уверяет Лариса Бабий.

В июле организаторы планируют показать выставку в Нью-Йорке и в Париж.