Заправленный некондиционным бензином автомобиль теряет мощность и динамику, тяжело запускается, глохнет. Так что далеко на таком осле не уедешь.

Но придерживаясь нескольких простых правил, можно свести риск к минимуму, отмечает генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко.

Наступила пора отпусков, а это значит, что самое время задаться вопросом не только  как, где и с кем отдыхать, но и на чем добираться до места назначения. Невзирая на дороговизну топлива, многие не отказывают себе в удовольствии ездить в отпуск на собственном автомобиле. Конечно, такой вариант имеет свои неоспоримые преимущества. Например, приятное ощущение свободы — в любой момент можно отправиться с насиженного места в путь за новыми впечатлениями или просто на экскурсию по окрестностям. Но к такой поездке необходимо серьезно готовиться, так как в пути возможны любые неожиданности, особенно если маршрут выбран дальний, да еще и малознакомый.

Один из неприятных сюрпризов — поломка автомобиля из-за заправки некачественным топливом. Опытные водители хорошо знают, что, заливая в бак «бодягу», нужно быть готовым к таким последствиям, как неисправность системы зажигания, проблемы в подаче топлива, а возможно и выход из строя самого двигателя. Как же не нарваться на фальсификат?

По словам Владимира Величко, прежде всего необходим серьезный подход к выбору автозаправки.

— Привычный способ воспользоваться советом знакомых совершенно бесполезен вдали от дома, потому выбирать придется самостоятельно, а значит, следует проявить некоторую бдительность, ведь во многих случаях низкое качество бензина является следствием недобросовестности продавца, — говорит он.

Ни для кого не секрет, что с учетом стоимости автомобильного топлива реализовывать фальсификат сегодня выгодно. Благодаря использованию различных присадок бензин с низким октановым числом, например 76-й, у предприимчивых дельцов чудесным образом превращается в 92-й и 95-й. По оценкам экспертов, чаще всего злоупотребляют продажей смесевых бензинов с добавлением этанола, метил-трет-бутилового эфира или побочных продуктов коксохимического производства.

— Поэтому следует избегать автозаправок с подозрительно низкими ценами — хороший товар, как известно, слишком дешевым не бывает, — подсказывает специалист.
 
Выбрав АЗС, желательно ознакомиться с информацией, приведенной в «Уголке потребителя», который, согласно закону «О защите прав потребителей», должен быть на каждой заправке, советует Владимир Величко.

— Там должна размещаться информация о режиме работы и копия свидетельства о государственной регистрации, табличка с указанием фамилии, имени, отчества дежурного оператора, который отпускает нефтепродукты, сведения о местонахождении ближайших АЗС, а также книга жалоб и предложений, — поясняет он. — Отсутствие такой информации является весомым поводом задуматься о качестве предоставляемых услуг и качестве бензина.

Как определить, что бензин плохого качества 


Отсутствие на заправке сертификата или декларации соответствия на автомобильное топливо — повод задуматься о качестве бензина.

Как разъяснил Владимир Величко, согласно действующему законодательству, реализуемые в Украине нефтепродукты должны соответствовать Техническому регламенту относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам.

— Документом, удостоверяющим их качество, является сертификат или декларация соответствия, которые основываются на результатах испытаний продукции в аккредитованных лабораториях, — говорит он. — Копия сертификата или декларации соответствия на бензин или дизтопливо должна быть предоставлена потребителю по первому требованию.

Особенно внимательными, по словам Владимира Величко, нужно быть тем, кто заправляет  автомобиль топливом премиум-класса, то есть улучшенного качества.  По крайней мере, именно так его декларируют производители и продавцы.

— И не забывайте при покупке топлива требовать и сохранять чек, который может понадобиться в случае спора с целью возврата средств за некачественный продукт, — напоминает он.

Еще один немаловажный момент — ни в коем случае не покупайте топливо с рук! Иногда вдоль дорог висят объявления о продаже бензина или дизельного топлива по сниженной цене. Рядом даже может стоять бензовоз, водитель которого будет утверждать, что просто не довез топливо до АЗС. Риск купить подделку здесь чрезмерно высок.

Чтобы убедиться в качестве топлива, которое заливают в бензобак вашей машины, можно обратиться в лабораторию, но это недешево и долго, а потому совершенно неподходящий вариант во время поездки в отпуск. Можно попытаться определить его самостоятельно, ориентируясь на органолептические показатели топлива, а именно цвет, запах, консистенцию.

Для этого нужно набрать бензин в прозрачную тару, если конечно есть такая возможность, и посмотреть на него на свет: топливо должно быть бледно-желтого цвета (за исключением сетей заправок, где бензин специально подкрашивают для защиты от подделок) и не содержать никаких примесей.

О возможной фальсификации может говорить необычный запах бензина, например, нафталина, сероводорода, сжиженного газа, — насторожить должен любой запах, который не характерен для нефтепродуктов. Чистый бензин при нанесении на руку сушит кожу, а вот продукт, содержащий примеси дизтоплива, растечется жирным пятном.

Что касается качества дизтоплива, то его тоже можно определить, ориентируясь на вышеприведенные показатели. Как и в случае с бензином, признаком подделки являются нетипичные цвет и запах: настоящее дизтопливо чуть темнее подсолнечного масла и имеет приятный масляный запах, а вот темный цвет и запах, как от мазута, — признак подделки.

Набрав дизтопливо в прозрачную емкость, следует обратить внимание на дно — там не должно быть признаков воды или песчинок. Особую осторожность нужно проявлять зимой: даже при низкой температуре дизтопливо должно оставаться жидким, а любое сгущение либо наличие белых хлопьев — признак выпавших парафинов. На ощупь дизтопливо должно быть маслянистым и жирным, если нет, — оно сильно разбавлено бензином.

Как не попасть в ловушку к нечестным заправщикам


Каждый водитель знает, каков реальный расход топлива у его машины. И если после очередной заправки «до полного бака» бензин закончился раньше, чем обычно — причина, скорее всего, в недоливе на АЗС. Как не попасть в ловушку к нечестным заправщикам?

Этой проблемы можно избежать.

Топливораздаточные колонки на АЗС относятся к средствам измерительной техники, которые используются при проведении коммерческих расчетов между продавцом и покупателем. Это значит, что, согласно Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности» и постановлению Кабинета Министров Украины от 04.06.2015 г. № 374 «Об утверждении перечня категорий законодательно регулируемых средств измерительной техники, подлежащих периодической поверке», они подлежат периодической поверке. Поверка проводится с целью определения их точности, а, следовательно, и пригодности к дальнейшему применению.

— Любой водитель может потребовать формуляр на колонку, используемую на заправке. Если этот документ отсутствует или в нем нет отметки о проведении поверки, то заправляться на такой АЗС не стоит, — подчеркивает специалист.

Также следует помнить, что на заправках могут применяться только топливораздаточные колонки с индикатором цены, объема и стоимости выданной дозы. Перед очередной выдачей топлива все показания должны обнуляться.

— Если возникли сомнения в количестве заправленного топлива, покупатель имеет право перепроверить: нужно потребовать у персонала заправки «пролить» колонку. Для этого на каждой АЗС есть эталонные мерники второго разряда, которые тоже должны быть поверенными, — поясняет Владимир Величко. — При подтверждении недолива следует сделать соответствующую запись в книге жалоб и обратиться в территориальный орган Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.