От апостолов — учеников Христа — пошло все православное священство. Особо ревностными распространителями веры были святые апостолы Петр и Павел. Их память вот уже почти две тысячи лет христиане особо чтят 12 июля. А в Харькове в этот день престольный праздник сразу в двух храмах.

Фигура Петра ярко описана в Евангелии. Симон из Галилеи, высокий, сильный, с вечно всклокоченными волосами, был простым рыбаком. По призыву Христа, не колеблясь, он оставил все и всей душой предался новоявленному Мессии из Назарета. Симон первым провозгласил его «Христом, сыном Бога живого», за что был наречен «камнем», на котором будет основана церковь (в переводе с греческого Петр означает камень). Петр был одним из трех апостолов, которых Христос посвятил в таинство Преображения. 

Драматическим событием в жизни Петра был момент отречения от Спасителя, когда после тайной вечери того схватили и заключили в доме первосвященника Каиафы. Он тут же горько раскаялся в своей слабости и впоследствии самоотверженно трудился с целью распространения учения Христа от Вавилона до Рима, где стоически встретил мученическую смерть — распятие на кресте вниз головой — в 67 г. н.э. Все это — и проявление человеческой слабости, и явление огромной силы духа — делает Петра одной из самых близких нам и обаятельных личностей в христианстве. 

В отличие от Петра, Павел не принадлежал к первым двенадцати ученикам Иисуса. До апостольства его звали Савл. Сын зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии фарисеев, строгих ревнителей Моисеева закона, Савл получил прекрасное образование в знаменитой школе Гамалиила и вначале был гонителем христиан. Но однажды, когда на его глазах побили камнями первомученика архидиакона Стефана, который был ему родственником, он задумался, в чем же причина того, что христиане с таким мужеством идут даже на смерть, лишь бы не отказаться от своей веры. Тогда он решил отправиться в Иерусалим, чтобы разобраться на месте. По пути сам Господь чудесным образом призвал его к служению. Он явился ему в столпе света и спросил: «Савл, за что ты гонишь меня?» В тот же миг Савл ослеп, и Господь пообещал, что он прозреет после общения с одним из христианских пресвитеров в Иерусалиме. Так и произошло.
С тех пор Павел проявил такую энергию и твердость в распространении христианства, что благодаря его проповедям образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному побережью Средиземного моря, по которому он, несмотря на опасности, даже кораблекрушения, совершил несколько плаваний. По преданию, Павел закончил свою жизнь в Риме, где был казнен по приказу Нерона в одно время с Петром. 

В честь святых Петра и Павла повсеместно строились церкви. В том числе и в нашем городе. Одна была открыта в 1866 году (каменное здание заложено в 1871-м) в предместье Харькова — на Журавлевке, на улице, которая сейчас носит имя Шевченко. Церковь Петра и Павла на Журавлевке была завершена в 1875 году. 

Церковь Петра и Павла на Журавлевке

Достоверно известно, что слобода Журавлевка возникла в ХVII веке. В трудах Е. Топчиева и Г. Квитки-Основьяненко читаем, что первый на территории нынешнего города хутор появился в середине ХVII века под горой у речки Харьков, там, где находилась криница (приблизительно около моста Чигирина). Слобода была расположена в удобном месте, защищенном с запада крутыми склонами возвышенности, а с востока — рекой Харьков. 

Левый берег реки представлял собой долину с обилием поросших осокой озер, а в расположенном там же лесу в изобилии водилась дичь. В описании Харькова за 1852 год о названии этого района говорится: «Это и была Журавлевка, населенная казенными крестьянами, среди которых встречаем и некоего Журавля, жившего в конце Журавлевки. Очень вероятно, что один из предков этого Журавля дал свое имя и всему поселению». 

Церковь Петра и Павла на Журавлевке построена в русско-византийском стиле по проекту архитекторов Ф.И. Данилова (епархиальный архитектор) и В.Н. Небольсина. Основу финансирования составил капитал в 25000 руб., завещанный Василием Болотовым, проявили усердие и прихожане, и другие жертвователи. Храм был каменный, однокупольный, с тремя престолами. Главный престол — в честь апостолов Петра и Павла, с правой стороны — во имя Василия Блаженного, с левой — в честь святого Иоанна Предтечи. Земли пахотной у храма не было, усадебной земли было три десятины 540 кв. сажен, прихожан мужского пола — 1363, женского — 1482 души. Причту по штату было положено: священник, дьяк и псаломщик. При храме работала женская церковно-приходская школа. 

Даже во времена гонений и гитлеровской оккупации церковь не прекращала работу. Очень хорош был церковный сад, который вплоть до 50-х годов был украшением улицы Шевченко. Позднее территория сада была от церкви отчуждена и превратилась в пустырь, а затем в автостоянку, которая выглядит весьма непрезентабельно и диссонирует с видом на здание церкви. 

Теперь Журавлевка вновь каждое утро слышит голос церковного колокола. Церковь Петра и Павла была отреставрирована к 130-летнему юбилею, который отмечался в 1996 году. При церкви в том же году была открыта церковно-воскресная школа Василия Великого, где детям и взрослым преподаются основы вероучения и церковного песнопения. Службы в церкви отправляются ревностно и пользуются славой у верующих. Зимой близость реки позволяет устраивать выразительный обряд Водосвятия. 

А в прошлом году в Харькове появилась еще одна церковь Петра и Павла — на 13-м кладбище на ул. Пушкинской. Она была освящена и там отслужена первая литургия ровно год назад, как раз к празднику святых апостолов. В числе его основателей и харьковский мэр Михаил Добкин.